Если сомнения не разрешаются, их приходится подавлять с помощью комплекса рефлекторных напряжений “не ожидания худшего” (продолжение).
Руководствуясь идеей случайности, человек не стремится к созидательным и творческим действиям. Он считает бессмысленным в мире хаотического движения, где нет никаких зависимостей, создавать что-либо конструктивное и постоянное. К тому же нет никакой надежды на собственные созидательные возможности. Ему ближе идея сохранения неизменным внутреннего и жизненного порядков.
Поэтому предпочитает находиться либо в состоянии настороженности и сверхчувствительности, то есть в ожидании худшего, чтобы, вовремя заметив начинающиеся случайные изменения, быть готовым противопоставить ему свои силы и действия. Либо в самоуверенном состоянии “готовности ко всему”, то есть в состоянии “не ожидания худшего” – в собранности и готовности к противлению, чтобы любое событие, ударившись о созданную им внутри себя твердь, отскочило в сторону. Человек предполагает, что своей незыблемой жесткостью, образуемой предельной внутренней напряженностью, способен остановить любые неприятности.
К сожалению он не учитывает, что и то, и другое состояние одинаково утомляет, и поддерживать их постоянно невозможно. Приходится расслабляться. Но как только человек расслабляется, он чувствует себя слабым, неполноценным и ущербным, не готовым к ведению жизни. В связи с чем, видит лучшим для себя не высовываться, а пребывать в состоянии покоя, затаенности и отдыха. Надо понимать, что покой и отдых относится только к инициативной активности, человек стремится ни о чем не думать, не нагружать себя жизненными проблемами.
Это устремление не является разумным логически обоснованным. Крайняя усталость от перенапряжения и возбуждения, обретаемая в состоянии “ожидания” или “не ожидания худшего”, вызывает в сознании человека действиями контрольной системы инстинктов желание затаиться. Инстинкт подсказывает, что для выхода из тупикового положения надо сидеть тихо, сдерживать свою активность, думать не о пополнении запасов, а экономно расходовать имеющуюся в теле энергию.
Таким образом, вторичная устремленность к покою и отдыху, в затаенности, недвижности мыслей, инертность в действиях образуется в сознании человека не возможностями разума, а исключительно действиями контрольной системы инстинктов. Животному это состояние безусловно полезно, содействует продолжению жизни. В жизни человека эта установка никоим образом не действует. Ведь оттого, что он не будет думать о происходящем, о прошлом, о будущем, грядущие события жизни не обойдут его стороной, как не заметивший добычу хищник.
Человеку, пребывающему в “ожидании худшего” или в “не ожидании худшего”, не пытающемуся найти разумный выход из этой тупиковой ситуации, приятно чувствовать успокаивающее действие установок инстинктов, позволяющее оставаться спокойным, засовывая голову в песок, как страус, чтобы не думать о будущем. Утомленный и перевозбужденный он ощущает спасительным состояние покоя и устремленность к уединению, инертности мысли и пассивности относительно происходящего в жизни.
На самом же деле пребывание в этой позиции лишь усугубляет его внутреннюю и жизненную ситуации, события становятся еще больше не управляемыми. Уровень прогнозируемости снижается. Мир, происходящее в нем и в самом себе воспринимается еще более случайным в своей основе и причинах. В сознании растет страх перед своей не способностью постоянно поддерживать “готовность ко всему”, которую можно было бы противопоставить бесконечному многообразию случайного внутри себя и в окружающей жизни.
С годами человек в еще большей степени ощущает себя слабым, ничтожным, неполноценным и не готовым к ведению жизни. Этим инициирует через действие контрольной системы инстинктов страх перед возможным приближением окончания жизни. Это пессимистический сценарий.
Современный человек в любом возрасте, при любом состоянии здоровья и с любыми возможностями способен изменить свою жизнь к лучшему, вывести себя из пассивного ожидания неприятностей. Для этого стоит вникнуть в суть происходящего, предпринять действия по организации своего мировоззрения, налаживанию процесса переосознания происходящего в себе и в жизни.
Этого достаточно для того, чтобы воссоздать необходимую информационную платформу, обеспечивающую возможность, наблюдать происходящее в его изменениях, сориентированных определенным образом. Постепенно наблюдаемые события становятся все более прогнозируемыми и понятными. В них все меньше случайного.
Во все большей степени, со все большей четкостью вырисовывается картина представлений о развитии жизненной ситуации в будущем. Наблюдение и переосознание известных длительных по времени развития жизненных ситуаций позволяет уловить причинно следственные связи. Отчего в видении проступают все большие зависимости и закономерности.
Опираясь на понимание этих закономерностей в конкретности внутренней и жизненной ситуации, человек находит возможность реагировать на происходящее так, чтобы все более удовлетворять свои потребности и интересы.
Например, животная “жалость к себе”, которая при восприятии происходящего как стечение обстоятельств, направляла к инертности, нацеливает на создание благоприятных условий для жизни в будущем. При сформированном представлении о закономерном развитии внутренних и жизненных ситуаций человек в первую очередь устремляет себя быть системно и реально полезным по жизненным связям. Он понимает, что жизнь в будущем во многом зависит от других людей, поэтому важно сейчас углублять с ними взаимопонимание, согласие и единство видения лучшего.
Увернуться от падающего на голову кирпича, то есть быть активным в отношении прогнозируемого события помогает та же жалость к себе.