Один из основных тезисов, выдвигаемых автором концепции Ю. Кибалко, заключается в том, что современный человек до сих пор, как и десятки тысяч лет назад, в значительной степени находится под управляющим воздействием системы инстинктов. Система инстинктов готовит его, подобно животному, к выживанию в среде дикой природы, условия которой разительно отличаются от тех, с чем он сталкивается в своей сегодняшней жизни. Все это создает серьезные проблемы для современного человека — заставляет перенапрягать психику и тело, порождает трудности в общении с другими людьми. И как следствие — существенно укорачивает его жизнь.
Автору удалось сформулировать общую идеологию животной управляющей системы. Впервые выделить и проанализировать основные рефлекторные программы, с помощью которых контрольная система инстинктов управляет поведением и активностью человека. Показать, как эти рефлекторные программы воздействуют на психическое состояние, на тело и физиологические процессы в организме.
Сами программы инерционны. Они образуются в считанные минуты, а расслабляются в течение дней и даже месяцев. За это время успевают образоваться новые рефлекторные напряжения. Их наложение друг на друга образует системные мышечные сжатия, вызывающие нарушение обмена веществ и различные дисфункции в организме, следствием которых зачастую являются заболевания.
Суть концепции продления жизни заключается в изменении смысловой направленности жизни человека от животной, которая заставляет его создавать запасы и сохранять их неизменными, к разумной смысловой идее – ведению жизни путем возобновления. Процесс возобновления всего в себе и своей жизни требует организованности, чтобы не упустить детали. Поэтому человек опирается на главное для себя и своей жизни – продление своей жизни. Все остальное подчиняется главному, имеющему всеобъемлющее значение.
Цель «продолжения или продления жизни» является единой для животной системы и системы разума. Поэтому, только реализуя ее, человек способен упреждать управляющее действие системы инстинктов, то есть делать свою жизнь более экономичной, все меньше использовать силовые действия во взаимоотношениях с окружающими людьми, а договариваться, образуя общие интересы.
Одним из универсальных законов мироздания является всеобщий закон движения к лучшему, понимаемый как естественная устремлённость всех природных сил к достижению более экономичных и гармоничных состояний. Человек организует свою жизнь с учетом общей направленности развития цивилизации, жизненной ситуации своих партнеров и направленности развития индивидуальных возможностей разума. В таком случае вся мощь естественного движения природных сил способствует реализации его разумных устремлений.
В подобной интерпретации задача продления жизни видится как организованный процесс движения в направлении достижения всё более экономичных состояний в себе и своём жизненном процессе. Ведение жизни путём системного возобновления осуществляется так же, как и всё в природе, в виде циклов воспроизводства на более совершенной основе. При этом каждый новый цикл возобновления требует со стороны человека и его внутренних структур всё меньше затрат и усилий. Благодаря чему и возникает возможность для продления жизни.
Главным инструментом решения задачи продления жизни, по мнению Ю. Кибалко, является устремленность человека быть системно и реально полезным по своим жизненным связям. Что является основой для совершенствования индивидуальных возможностей разума. Развитие возможностей разума и реализация полезности тесно связаны друг с другом. Совершенствование проявленных природных способностей позволяет человеку постоянно генерировать новые идеи о возможности совершенствования своего мировоззрения, организма, организации своего жизненного процесса и всего того, с чем он сталкивается по жизни.
Ю. Кибалко убедительно показывает, что благодаря разумному управлению своим сознанием и жизненным процессом, человек способен постоянно наращивать уровень внутренней свободы, то есть освобождать своё сознание от животных генераций, а тело — от рефлекторных напряжений, и, таким образом, постоянно продлевать свою физиологическую жизнь. В идеале — вплоть до границы, после которой начинается мутация клеток, что в 5-7 раз превышает нынешний средний срок жизни человека.