Мы говорим о том, что мешает зрелому человеку, который не один раз прошел все доступные для своих возможностей жизненные ситуации и обрел нужный жизненный опыт, изменить смысловую нацеленность своей дальнейшей жизни, чтобы не бороться за сохранение своих достижений неизменными, а продолжать развивать в себе новые возможности.
Стремление бороться за неизменность своих достижений инициируется животной смысловой идеей. Но продолжительность жизни животного и человека несоизмерима. К тому же человек обладает возможностями разума, и к возрасту зрелости, когда в сознании сложились представления о причинно следственных связях, может заранее предвидеть исход множества жизненных ситуаций. Обретенный жизненный опыт позволяет ему выйти из позиции “участника“в позицию “наблюдателя“.
Основной помехой, не позволяющей ожидать наступления множества негативных обстоятельств, а самому выстраивать однонаправленный процесс жизни, является восприятие ущербности. Мы уже говорили о том, что ощущение неудовлетворенности всей полноты своих потребностей не позволяет человеку выйти из пределов внутреннего мира и проявлять инициативу во внешней сфере жизни, быть системно и реально полезным окружающим людям.
“Сладкая косточка” не реализованных сторонних интересов создает ощущение слабости и ущербности. Она спрятана глубоко, но, пытаясь ее почувствовать, человек неосознанно муссирует средней частью левой стороны языка десну предпоследнего нижнего зуба. Раздражение на этом месте имитирует воткнувшуюся в десну “косточку ущербности. “Косточка ущербности” на уровне рефлекторных связей мешает пережевывать и проглатывать пищу, то есть мешает текущей деятельности и жизнедеятельности в целом.
Так, необдуманно глядя на увлечения других, особенно на современных молодых людей, которым доступно гораздо больше, чем их родителям, завидуя, незаметно для себя человек вводит в круг желанных, сторонних интересов, не достижимые для себя по каким–то причинам. Например, из–за отсутствия здоровья и физических сил, отсутствия средств или вообще он живет в не в той стране, где хотел бы жить.
Неосознанно нарабатываемое ощущение собственной ущербности, укрепляясь к возрасту зрелости в сознании, инициирует через действие контрольной системы инстинктов режим “экономии расхода внутренней энергии и деятельной активности“. Что образует внутренний барьер сдерживания, действующий в процессе реализации человеком своих жизненных функций, своей деятельности. Ощущая постоянную усталость, он обретает вторичное ощущение собственной ущербности, уже как неспособности выполнять жизненные действия без перенапряжения.
Необходимость постоянно перенапрягаться с годами нарабатывает в организме деформации, выливающиеся в хронические болезни, и человек обретает реальную ущербность, неполноценность, теряет здоровье. При этом он оставляет притягательность к желанным, но становящимся еще менее доступными сторонним интересам. Что усиливает ощущение собственной ущербности и одновременно уровень реализации режима “сдерживания расхода внутренней энергии и деятельной активности“, то есть усиливает внутренний барьер сдерживания. Для его преодоления человеку приходится еще больше перенапрягаться, и еще больше усиливать чувство собственной ущербности и еще большими темпами разрушать свой организм.
В какой–то момент, еще не дожив до пенсии, человек ощущает, что способен работать только в состоянии перенапряжения, затрачивая все силы на деятельную активность. Дома едва успевает выполнить самые необходимые дела и буквально валится с ног, хорошо, если его к тому же не мучает бессонница. В таком состоянии он, конечно, вынужден запрещать себе даже думать о реализации сторонних интересов. В то время как желание их реализовывать, а самое главное, первичная структура этих интересов, обретенная чуть ли не в молодости, остается прежней. Он все более ощущает недосягаемость возможности в будущем вернуться к желанным интересам, ведь здоровье уже потеряно.
Ощущение недосягаемости возможности вернуться к желанным интересам и когда–нибудь удовлетворить их усиливает действие рефлекторных программ. На уровне рефлекторных связей человек неосознанно буквально вдавливает имитируемую «сладкую косточку» сторонних интересов в ткани левой гланды. Это напряжение настолько активно и мощно, что мышечные волокна шеи и языка начинают давить на сонную артерию и крупную вену. Происходит нарушение оттока крови из района головы. В сознании человека создается необъяснимая слабость, головокружение, в связи с недостаточностью кровообращения в системе головного мозга. В другое время, когда больше пережаты венозные сосуды, ощущается избыток внутричерепного давления, головные боли, тошнота и даже рвота.
Таким образом, устремленность запрещать себе и даже думать о невозможности реализации сторонних интересов в значительной степени усугубляет внутренние неприятности человека, делает его все более недееспособным, а разрушение организма и психики идет все более ускоряющимися темпами.
Попытайся он разобраться в смысле и предназначении сторонних интересов, то смог бы выделить те, которые реально интересны, приносят что–то новое, дают чувство удовольствия, удовлетворения и в то же время полезны для ведения жизненного процесса и оптимизации организма. Наверняка, если человек попытается разобраться в сути увлекающих его сторонних интересов, то сможет выделить те, которые являются проекцией возможностей, составляющих направленность его индивидуальности. Развивая их, он сможет раскрыть свою индивидуальность и преобразовать взаимоотношения и взаимодействия с участниками своего жизненного процесса.