Итак, человек не способен быть системно и реально полезным окружающим людям и самому себе до той поры, пока подчиняется управляющему действию системы инстинктов. Инстинкт самосохранения инициирует в нем потребность выживать. В условиях дикой природы, самое главное найти добычу и укрыться от крупного хищника. В условиях организованного общества, это накопить жизненный опыт. Молодой человек располагает избытком, который с одной стороны, инициирует устремленность торопиться, с другой стороны, помогает исправлять сделанные ошибки.
К возрасту зрелости он имеет опыт прохождения практически всех возможных в своей жизни ситуаций, знает правила и условия взаимодействия с окружающим миром и людьми в нем. Можно сказать, что знает всех своих “врагов” и умеет добывать пропитание. Таким образом, к возрасту зрелости человек обретает возможность жить и не бороться, значит, не инициировать себя страхом не насыщенности.
Возможность человек обретает, но использует ее далеко не всегда. Боязнь уменьшить величину избытка заставляет стремиться к большему и бороться с тем, что не удовлетворяет. Инициируемая установками инстинктов устремленность к большему и неприятие к не удовлетворяющему в себе и в жизни образует и укрепляет в сознании чувство неполноты реализуемых интересов. А чувство неполноты реализуемых интересов не позволяет проявлять инициативную активность.
В данном случае причина образуемого чувства неполноты удовлетворенности интересов находится на уровне рефлекторных связей. Когда животное находит подгнивший плод, оно не очищает его от гнили, а аккуратно выедает съедобную часть, стараясь не касаться языком и губами негодного. Для экономии жизненной энергии рефлекс вырабатывает неприятие в целом ко всему плоду, а для человека ко всей жизненной направленности.
Нацеленный на продолжение борьбы с неблагоприятными условиями в окружающей жизни, но вынужденный взаимодействовать с ней, человек невольно отторгает окружающий мир целиком. Состояние отторжения образуется не только в отношении своего участия, но и относительно информации о происходящем в ней. Тем самым человек сокращает объем наблюдаемого, значит, сокращает объем полноты своей жизни, выводя из нее часть составляющих. Что создает в сознании ощущение невозможности реализовать полноту своих жизненных интересов.
Ощущение невозможности удовлетворить всю полноту своих потребностей и интересов инициирует приближение или даже наступление истощения и ослабления. А эти состояния образуют восприятие неполноценности, ущербности, бесперспективности в достижении полноты реализации жизненных интересов. Человек ожидает постепенного увядания, рождая страх перед будущим и страх перед приближением окончания жизни.
Так, устремленность противостоять не удовлетворяющему в себе и своей жизни инициирует в сознании человека страх перед приближением ее окончания, вводит в постоянное ожидание ухудшения происходящего в себе и в жизни. Система инстинктов реагирует на ожидание ухудшения, направляя внимание человека на поиск худшего в состоянии настороженности и сверхчувствительности.
Кроме того, инициируемый в сознании страх перед приближением окончания жизни вводит человека в постоянно действующее ожидание мысли о приближении окончания жизни. Пребывая в состоянии ожидания этой мысли человек, естественно, в настороженности и сверхчувствительности ищет внутри себя признаки ослабления. Любое напряжение в организме и в сознании воспринимается, как проявление этого разрушающего процесса.
В ожидании мысли о приближении окончания жизни человек непроизвольно рисует в сознании фантастические картины обстоятельств, роковое стечение которых способно разрушить его жизнь. Он хочет успеть создать систему противления, чтобы содействовать продлению своей жизни, сдерживая приход беды извне и развитие негативных процессов внутри. Это рождает постоянную потребность, быть собранным и готовым к противоборству, заставляет опираться на возможности управляющего действия инстинктов. Ведь только животная управляющая система способна поддерживать силовые программы и состояния. В связи с этим, внимание во все большей мере перехватывается животной управляющей системой. Его все меньше остается для реализации возможностей разума. Привыкая к этому, человек ощущает себя не умным, не способным думать, познавать новое, управлять своей мыслью.
Приходит возраст зрелости, а вместе с ним естественное снижение уровня энергонасыщенности и физических сил. Вместо того, чтобы освобождать внимание из–под влияния инстинктов, так как хорошо знает, что последует за каждым действием, человек вынужденно усиливает состояния настороженности и сверхчувствительности, встречая любые изменения. Боязнь потерять избыток заставляет все также стремиться к большему, больше брать, а отдавать меньше.
Хотя на самом деле снижение уровня избыточности, устремленность к реорганизации происходящего постепенно позволяет уводить внимание от системы инстинктов и использовать разумом. Отчего возможности понимать и мыслить обязательно повышаются. Человек становится способным реализовывать те жизненные интересы, в которых мышление и познание нового играют решающую роль, но которые он запретил себе в предыдущий период жизни, убедив себя в слабости ума и неспособности сделать это.