После того как мы разобрались с тем, что происходит в сознании человека, если он не проявляет инициативной активности и не разбирается с неопределенностями в своей жизни, полезно рассмотреть, что происходит в это время на уровне рефлекторном.
На уровне рефлекторных связей страх, образующийся из-за неопределенности относительно основных позиций в будущем, реализуется программой «отстранения» себя от неопределенного. Человек неосознанно поджимает диафрагму, мышцы пресса и кишечник поднятием желудка и пищевода в общем направлении вверх и назад, в сторону, противоположную передним правым зубам, где имитируется разжевывание новой порции, то есть происходит контакт с внешним миром.
Это движение помогает животному упрятать от неопределенного, возможно, вредного и опасного, самые незащищенные и самые значимые для жизни органы пищеварения. Все тело прижимается к внутренней поверхности линии опоры, и при длительном поддержании этого рефлекторного состояния ткани затекают, а рецепторы теряют чувствительность. Особенно сильно затекает левая сторона тела, в том числе левая сторона кишечника.
Инстинкт самосохранения не позволяет телу все время находиться в затекшем состоянии и действиями системы инстинктов реализуется контрольное расслабление. Чтобы определиться относительно происходящего в ответственном участке тела, контрольная система инстинктов систематически инициирует расслабление напряжений собранности. Расслабление позволяет несколько оттечь тканям, а рецепторам восстановить чувствительность.
На уровне физиологических связей возникают естественным образом откатные состояния, рождается рефлекторный страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемыми “крошками” и “инородными включениями”, наличие которых не было ощутимо в затекших тканях ротовой полости и глотки. Контрольная система инстинктов, рождая беспокойство относительно происходящего внутри, инициируя общее неприятие ко всему вовне, заставляет человека перераспределить внимание для усиления контроля происходящего в ротовой полости и глотке.
Не умея отличать в себе структуры рефлекторных программ и образуемых ими напряжений, человек принимает страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться за тот страх, который заставляет его «отстраняться» от происходящего в жизни и будущего. Именно этот страх создает между человеком и его внешней жизненной ситуацией некое пространство, дистанцию, разделение процесса жизни на внутренний мир и жизненную ситуацию.
Ощущение отделенности происходящего во внешнем круге жизни от происходящего внутри себя человек неосознанно воспринимает, как собственную неоднородность с существующим и происходящим во внешнем круге жизни (чужеродность ему окружающего мира и людей в нем). Что усиливает страх перед происходящим в жизни и будущим, страх перед людьми.
Возбуждаемый откатными состояниями страх за жизнь заставляет человека концентрировать внимание на происходящем внутри себя, инициируя для этого рефлекторную программу «общего неприятия ко всему вовне», отталкивающую внимание от происходящего в жизненной ситуации.
Стараясь противостоять реализующемуся при откатных состояниях физиологическому страху за жизнь, человек тем самым затягивает процесс расслабления напряжений внутренней собранности и выход из откатных состояний. В связи с чем, через определенное время контрольная система инстинктов, лишенная информации о происходящем во внешнем круге жизни, инициирует страх.
На уровне реального сознания этот страх человеком воспринимается, как беспокойство по поводу нарастающей неопределенности в отношении, возможно, произошедших изменений во внешней среде жизни. Возникает обида на людей, на весь мир. Система инстинктов оценивает неопределенность во взаимоотношениях как возможный вред и опасность. И вновь без участия человека инициирует страх о возможном приближении окончания жизни, в связи с изменениями во внешней жизненной ситуации за время отвлечения внимания на происходящее при откатных состояниях.
Инициируемый контрольной системой страх ожидания худшего, вредного, опасного в настороженности и сверхчувствительности, в отношении возможных изменений в жизненной ситуации быстро повышает уровень внутренней энергонасыщенности, образуя напряжения готовности к противоборству, готовности ко всему, опирающейся на внутреннюю собранность.
Так животное определяется в изменившейся, злонаправленной по отношению к нему внешней среде жизни, чтобы, заметив неладное, быть готовым к борьбе или убежать. Человек некоторое время противоборствуя ощущениям беспокойства, страху, рождаемым откатными состояниями, входит в возбужденное сверхчувствительностью, настороженностью и агрессивное готовностью к противоборству состояние, опирающееся на внутреннюю собранность.
Перемены в состоянии человека можно образно представить в виде поведения страуса, который в момент опасности прячет голову в песок. Затем пытается оценить ситуацию, снова пугается. Но опасности у животного всегда конкретны, а человек еще и предполагает всевозможные влияния на себя окружающего. Отчего затягивает подобную ситуацию на годы и десятки лет.