Мы остановились на понятии исключительности, которое возникает в сознании человека, ощущающего отличие своих возможностей от возможностей других людей. Чувство исключительности заставляет создавать и в дальнейшем поддерживать дистанцию, отделяя себя от окружающих. Причем, ощущение исключительности присуще каждому, так как по сравнению с одними людьми возможности более развиты, по сравнению с другими – менее. Например, кто-то старше и нездоров, а кто-то моложе и отличается гораздо лучшим здоровьем. Другими словами, каждый человек одновременно ощущает себя совершенным и ущербным.
Необходимо учитывать, что понятие исключительности рождается в сознании человека лишь в том случае, когда он опирается только на свои собственные возможности. Когда, не стремясь быть полезным в каждой мысли и в каждом действии, не образует информационную структуру разума, обеспечивающую поддержку в его видении полноты происходящего в себе и в жизни.
Он считается с интересами близких, живет чувством долга, но не принимает во внимание интересы тех, кто не входит в малый круг жизни. Но, если человек должен что-то обдумать или сделать, он опирается на память, на свой опыт или опыт других людей. Он не может создать нового, потому что свои возможности полностью использовал в ходе организации своей жизни, и для их дальнейшего развития требуется объединить свои возможности с возможностями других людей.
Отсутствие восприятия полноты происходящего в себе и своей жизни не позволяет развивать способность видеть, понимать и реализовывать лучшее. Другими словами, человек не создает лучшего, а в той или иной мере повторяет то, что уже было создано. Образует вариации известного, в которых придумывает для себя новизну, хотя на самом деле там ее нет. Другая семья, место проживания и марка машины не меняют жизнь, результат остается прежним, если человек не изменил мировоззрение.
Не устремленный быть полезным в каждом действии пользуется животной информационной структурой, опирающейся на память, на известное, уже опробованное. Разумная структура остается не раскрывшейся почкой. Раскрыться ей может помочь только стремление постоянно искать лучшее, когда человек ставит возможности разума в жесткие рамки. Вернее не позволяет системе инстинктов реагировать в ситуациях, не угрожающих здоровью и жизни.
В том случае когда человек нацелен на поиск лучшего, он все время находится в поиске возможности продолжения жизни. Он не ощущает не готовность к ведению жизни, рождающую страх приближения окончания жизни. Занятый продолжением жизни не оставляет свободного внимания системе инстинктов, которая сразу заставит сравнивать себя и свои возможности со средними возможностями окружающих, чтобы быть не хуже, и тем успокаивать себя.
С позиции инстинкта самосохранения, если человек не хуже, значит, проживет не меньше. Мысленно соперничая с окружающими, он выделяет в себе более активно проявленные возможности и, ощутив их в себе, успокаивается. Например, чувствует себя здоровее. Какое-то время возможности возраста и здоровья его не интересуют, ведь сравнением он гасит страх возможного приближения окончания жизни, а больше система инстинктов ничего не предлагает.
В дальнейшем человек стремится «подтянуть» до среднего уровня слабо проявленные в себе возможности, чтобы в еще большей степени ощущать себя не хуже. Этим в большей мере компенсировать в своем сознании страх.
Получается, если человек не устремлен быть полезным в каждой мысли и в каждом действии, он не полезен никому, в том числе себе, так как ограничивает себя в возможности развития и совершенствования индивидуальных способностей. Он нарабатывает восприятие своей исключительности, неоднородности, заставляя себя совершенствовать мало проявленные возможности и не обращать внимания на те возможности, которые проявлены более высоко, ощущая себя не хуже других.
По этой причине человек не думает о своем возрасте и здоровье до тех пор пока не достигает определенных лет. Неожиданно для себя он начинает бояться стареть и дряхлеть. Пока он чувствовал себя на уровне других, ему это было безразлично, и вдруг все меняется.
Даже вступив на путь разумных преобразований, человек продолжает бояться старости и немощи. Это происходит по той причине, что он ждет проявления индивидуальных возможностей разума, чтобы быть уверенным в том, что все идет по заявленной схеме. Но индивидуальные возможности не дают о себе знать. Иногда удается быть полезным, иногда нет. Отсутствует четкая определенность, по которой можно было бы судить о том, что в организме все развивается правильно и немощь в будущем не грозит.
Необходимо четко осознать отличие животных критериев от критериев разумных. Животный критерий всегда имеет конкретное выражение, определенность.
Критерий разумный определяется проявлением возможностей разума, то есть способностью мыслить и находить лучшее продолжение в каждой мысли и каждом действии. Человек создает с окружающими разумную структуру, используемую при осознании происходящего и ориентации действий, поддерживая в своем видении с помощью этой модели видение полноты жизни. Видит то, что недоступно ему одному, и находит полезное решение, в том числе относительно состояния своего здоровья.
В связи с чем, преобразует восприятие собственной исключительности в понимание ее, как проявленность индивидуальных возможностей.