Автор: | 18/09/2017

 

Мы остановились на недоверии человека к возможностям своего разума, руководствуясь которым он делал неоднократные ошибочные выводы и совершал ошибочные поступки. На самом деле человек, не организующий свою жизнь, вынужденно ограничивает поток потребляемой информации, отсекая ту, которую считает ненужной. Ограниченный объем информации не позволяет системе разума создавать целостную картину происходящего и находить оптимальный вариант дальнейших действий.

Управляемый установками инстинкта человек привык видеть главным для себя покой, отдых, сторонние интересы, развлечения. Реализуя эту смысловую направленность, он ставит перед собой множество конкретных целей и более или менее успешно достигает их. Его внимание не имеет определенной направленности, и привлекается практически как внимание животного всем, что блестит, быстро движется и резко изменяется, то есть текущими, быстро изменяющимися процессами внутри себя и в жизни. Его мало интересуют вопросы строения мира, жизни и самого человека.

Организация внимания, взаимоотношений, деятельности, быта, мыслительного процесса, направленности познания начинается с понимания человеком главного для себя в будущем. Нельзя организоваться просто так, неизвестно для чего, нужна цель. В том случае когда человек ставит перед собой сложную жизненную задачу “продления жизни за счет развития индивидуальных возможностей“, его интересует создание условий для непрерывной активности, поиска более экономичного способа жизни.

Организованность видения, мышления, познания, жизнедеятельности и быта, в итоге всей жизни зависит от осознания главного для себя в будущем, устремленности совершенствовать свои индивидуальные возможности и использовать их в полезных действиях по своим жизненным связям. На их основе человек создает с окружающими людьми систему взаимозависимых отношений и выстраивает самодостаточный, развивающийся процесс жизни.

Задача “продления жизни” является базовой для системы инстинктов и для системы разума, поэтому принимается безоговорочно. Наличие единой цели позволяет организовывать вокруг этой оси все составляющие информационного и деятельного процесса. При этом система инстинктов принимает активность человека в этом направлении полезной и не инициирует режим сдерживания до тез пор пока он с интересом ищет возможность изменений к лучшему в себе и своей жизни.

 

Казалось бы понятно, что раскрытие возможностей разума напрямую зависит от определенности человека в отношении смысла жизни, от главного для себя в жизни в будущем и устремленности к развитию этой линии.

Но стоит потерять инициативу как в действие включается система инстинктов, установки которой инициируют сомнения, раз движение приостановилось, значит система разума ущербна. Человек поддается сомнениям, ведь у него нет привычки поддерживать обоснованное доверие к возможностям своего разума.

Избавиться от ощущения ущербности своего разума человеку мешает неправильное представление о том, как проявляются сами возможности разума.

Существует представление о том, что возможности разума проявляются в виде интуитивного сигнала, который подсказывает верное решение. На самом деле интуиция срабатывает лишь на базе сложных и простых рефлекторных программ в сочетании с заложенным в памяти жизненным опытом.

Интуитивный сигнал, который человек относит к возможностям своего разума, это использование возможностей животной управляющей системы в сочетании с расширенной по сравнению с возможностями животного памятью. Что позволяет выбирать наиболее точное применение какой-либо существующей программы действий в подобных случаях.

Возможности же разума проявляются как действие организующее мировоззрение, видение, сознание и производимое в жизни. Разум позволяет рассматривать любую ситуацию от ее общего строения: сначала оценивать наиболее общие значимые зависимости, а затем определяться в направленности развития конкретных, мелких, менее значимых процессов. Определение общей направленности развития главного в ситуации и значимо влияющего на его реализацию позволяет обретать достаточно точное представление о будущем развитии существующего.

Разум не дает состояния “озарения”. Он помогает человеку разложить интересующую ситуацию на составляющие, опирая происходящее на представление о наиболее общем строении всего, с чем она связана, обрести ясность видения сути происходящего в ней. Ясность, подобную той, которую человек обретает, двигаясь в светлое время суток по дороге между луж и рытвин. Идет так как удобно, чтобы не промокнуть и сохранять нужное направление движения.

Возможности разума позволяют как бы подняться над изучаемой ситуацией и увидеть ее целиком, со всеми составляющими, действующими силами и зависимостями.

Смысл возможностей разума состоит не в угадывании лучшей линии, следуя которой можно пройти сквозь ситуацию.

Возможности разума образуют в человеке способность видеть множество путей, которые одинаково удовлетворят его. Выбирает он самый простой для исполнения в естественном для себя состоянии.

Озарение же приходит лишь тогда, когда возможности разума недостаточно раскрыты. Человек наблюдает множество путей реализации, но недостаточно развитые возможности разума позволяют увидеть ситуацию не во всей полноте, а как сквозь замочную скважину. Восприятие одного возможного варианта реализации и дает ощущение озарения.

Раздел: Без рубрики