В том случае когда человек приступает к преобразованиям, но не использует всю полноту высвобождающегося внимания на реализацию изменений к лучшему в себе и своей жизни, внимание перехватывается системой инстинктов. Вместо того чтобы насыщать перспективу будущего организацией благоприятных условий, человек вынужден действиями системы инстинктов подавлять генерации страха перед возможным приближением окончания жизни, реализуемого на уровне физиологических связей в ротовой полости.
Этим он значительно усложняет ситуацию во внутреннем мире. С одной стороны, должен постоянно контролировать наличие имитируемой “косточки ущербности” и крошек, олицетворяющих возможность окончания жизни, так как они могут попасть в горло. С другой стороны, вступил он на путь преобразований или нет, ему приходится отвлекать внимание на реализацию жизненных действий и рассмотрение мыслей о жизни.
Рефлекторные напряжения в ротовой полости воздействуют на его сознание так, что, думая о жизни, действуя в ней, человек не может одновременно производить манипуляции с косточкой и крошкой по сдерживанию приближения окончания жизни. Тем самым как бы содействует приближению окончания собственной жизни, не отгоняя косточку от дыхательного горла, которая в это время может незаметно попасть туда. Отвлечение внимания на мысли о жизни и ее организацию воспринимается им как жертва, а на уровне реального сознания возникает ощущение, что этим он приближает окончание жизни.
Вот почему человек с таким трудом решается на изменения в своем мировоззрении и в самой жизни. Как правило, решается на них только в результате тяжелой болезни или жизненного потрясения. Не проявляющий инициативу он не может противостоять действию установок системы инстинктов и ждет сигнала интуиции, которая направит его на разумные преобразования. Но этого не происходит, потому что интуиция это тоже проявление животной системы.
В итоге человек образует негативное отношение к тому, чтобы думать о жизни, действовать в ней, а тем более думать о смысле жизни, главном в ней, необходимом и достаточном, создавать систему взаимозависимых отношений, быть системно и реально полезным по своим жизненным связям и совершенствовать ее.
Совершая жизненные действия и рассматривая мысли, он вынужден создавать напряжения, блокирующие возможность глотка. И все это для того, чтобы окончание жизни не наступило буквально в следующий момент, чтобы имитируемая косточка не попала в дыхательное горло,
Являясь достаточно жесткими, напряжения блокировки возможности глотка быстро приводят к затеканию тканей ротовой полости и глотки. Каждый раз по завершении действия или рассмотрения мысли человек судорожно возвращается своим вниманием во внутреннюю сферу, концентрируясь на происходящем в области ротовой полости и глотки, и ощущает весь комплекс откатных состояний. Как обычно это страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемой косточкой ущербности.
Неосознанно ожидая проявлений страха относительно возможности приближения окончания жизни, и, ощущая страх, приходящий с уровня физиологических взаимозависимостей, человек убеждает себя в необходимости быть собранным и в этой собранности продолжать имитировать рассмотренную систему рефлекторных физиологических напряжений.
И наоборот, человек, разумно организующий процесс использования внимания, воспринимает все существующее и производимое хоть в мыслях, хоть в действиях звеном в цепочке осознанных действий, приводящих к улучшению взаимоотношения, жизнедеятельность и быт, условия для организма, психики и разума. А самое главное действий, приводящих к повышению уровня жизнеспособности организма и продлению жизни. Для него активность, касающаяся происходящего и производимого в жизни, является содействующей продлению жизни.
Человек понимает, что все происходящее внутри является отражением его взаимодействия с внешним кругом жизни. Поэтому внимание все больше направляет на происходящее во внешнем круге жизни, и все меньше на происходящее внутри. Что не позволяет контрольной системе инстинктов перехватывать свободное внимание и повышать уровень сверхчувствительности, инициируемой вместе с состоянием настороженности, действующей силой которого является страх.
При повышении уровня сверхчувствительности страх становится ощутим. Что и образует в сознании человека чувство беспричинного беспокойства, которое он всегда связывает с кажущимися ему интуитивными ощущениями приближения неприятностей внутри себя и в жизни. Это заставляет входить в состояние готовности к противоборству, отнимая все больше внимания от производимого в жизни, и снижает долю внимания, используемого для изменения существующего и происходящего в себе и в жизни.