Управляемый установками системы инстинктов человек не привык готовить себя, свои жизненные связи, условия деятельности, быта, структуру распределения внимания, времени, жизненной активности и средств к приему нового, того что позволяет вести жизнь более экономично. С одной стороны, он хотел бы освободиться от излишних силовых затрат, с другой стороны, не готов тратить меньше сил, времени и внимания на реализацию текущих дел. Ему проще адаптироваться к новому в перенапряжении и перевозбуждении, злиться и привыкать пользоваться новыми приборами. предметами обихода, техникой, чем спокойно воспринять все это. Проще не тратить внутренние резервы на поиск взаимопонимания и согласия с окружающим миром и людьми, а доказывать свою правоту, обижаться, и в конце концов находить компромисс только относительно интересующей ситуации, а все остальное отложить до следующего раза.
В итоге человек тратит столько сил, средств, времени и внимания, что ущерб от адаптации существующего в нем и в его жизни к новому порой превышает ту пользу, которую новое привносит в жизнь и во внутреннюю ситуацию. Ущерб в основном распространяется на состояние здоровья.
Контрольная система инстинктов инициирует рефлекторную программу сдерживания информационной и деятельной активности, преодолевая которую человек устает. Структура сдерживающего действия опирается на ожидание возможности отравиться «негодным» из новой порции пищи, на ожидание болей в желудке, остывание, душевных болей. Инициируется ощущение, что от нового, как от негодного, не только не будет пользы, а может так получиться, что на восстановление после отравления уйдет часть жизненной энергии. Будто бы от приема новой порции пищи снизится уровень энергонасыщенности.
В связи с этим, проявляя недоверие к новой порции пищи, контрольная система инстинктов инициирует устремленность, к экономии расхода внутренней энергии, воссоздавая программу ёжения и пережатия кровотока по конечностям для сохранения тепла. Имитируемое “нажеванное” плотно задвигается и удерживается в районе левой гланды. Пережимается проток слюнной железы, чтобы не размыть и случайно не проглотить запас.
Таким образом, установки системы инстинктов всегда инициируют в человеке недоверие к новому, в том числе к необходимости разумных преобразований, как способу ведения жизни. Если человек не видит в этом смысла, он никогда не заставит себя проявить инициативу. Проблемы со здоровьем или жизненные неприятности заставляют сделать несколько шагов, частично изменить мировоззрение и образ жизни. Но как только ситуация успокаивается, движение продолжается не вперед, а на месте.
Человек как бы расширил пространство, в котором перестал ощущать зло направленность, пища в этом пространстве стала знакомой и понятной, ее хватит на несколько лет. Человек может спокойно жить до тех пор, пока снова что-то не случится и не потребуется снова расширить среду обитания, чтобы использовать новую пищу.
Не устремленность менять представления о лучшем для себя, организацию жизни, распределение своего времени, внимания, жизненной активности и средств приводит к тому, что, высвобождаясь от одних дел, человек сохраняет тот же темп занятости. Это означает. что он привычно торопится и находит подобные, не значимые для себя дела, лишь бы не останавливаться ни в мыслях, ни в действиях. Стоит остановиться как внимание, увлекаемое системой инстинктов, концентрируется на поиске всего, что может навредить и показаться не вкусным, не понравиться.
У человека не остается времени на реализацию информационной активности, на формирование конструктивного мировоззрения, которое может служить опорой для определения смысла, направленности изменений происходящего в себе и в жизни. Некогда наладить процесс переосознания своих представлений о жизни,чтобы воссоздать полноценную картину будущей жизненной ситуации.
В результате, не имея полноценной информационной основы для осознания происходящего в каждой жизненной ситуации, торопясь в процессе мышления, оставляя тот же уровень занятости, он не способен получать однозначность видения происходящего в объеме жизни, в котором стремится реализовать идею о возможности разумных преобразований.
Ему не остается ничего, кроме как использовать метод пробования для реализации новых идей. Разумный способ обретения однозначности видения происходящего в жизни остается для него недоступным, поэтому приходится использовать способ животный.
Использование животного способа пробования имеет в своей основе идеологию сохранения существующего в себе и в жизни неизменным. Ведь животное не способно преобразовывать свои возможности, а тем более условия своих взаимоотношений с окружающими и окружающим миром. В состоянии настороженности и сверхчувствительности, пробуя, животное ожидает изменений.
Оно готово принять привычное, заведомо не опасное, не вредное, и отторгнуть все не понятное и неопределенное, возможно, опасное и вредное.
Использование животного способа пробования приводит к тому, что человек производит изменения по отдельности, по одному, и не обретает способность системно видоизменять происходящее в себе и в жизни. Разумные преобразования для него остаются хобби, сторонним интересом, которому время от времени уделяется часть внутренних ресурсов.
Отсутствие системности не позволяет принять разумный способ ведения жизни всерьез, как сам жизненный процесс. Именно системность и последовательность позволяет открыться новому, не бояться ошибок и откатных состояний.
Самое главное, что человек перестает бояться страхов. Это не означает. что он избавляется от них и становится абсолютно смелым. Он учится страхи проживать и обретать более свободное внутреннее состояние. Дает это только системность.