Инстинкт самосохранения вида требует от людей сравнивать себя со всеми остальными, разум призывает оценивать свои возможности с помощью суждений других людей. Решение одной и той же задачи реализуется разными для системы инстинктов и системы разума способами.
Инстинкт требует от каждого члена стаи быть не хуже, а даже лучше других, предполагая чисто животные свойства: силу, хитрость, умение затаиваться. Эти качества помогают выжить в среде дикой природы. В связи с чем, человек именно эти качества отыскивает в себе и как правило, оценивает их недостаточными.
Разум требует оценки со стороны других людей, так как взгляд каждого индивидуален. Каждый человек видит мир из одной точки, поэтому всегда имеет его индивидуальное восприятие, несколько отличающееся от реального.
В том случае когда оценку делают двое, возможность ошибиться уменьшается на порядок. Если таких людей несколько и все они оценивают содеянное полезным, то возможность ошибки сводится к минимуму. Вернее, неточность видения лучшего полностью погашается.
Объединение видения с партнерами помогает не воссоздавать представления о собственном совершенстве, ведь совместное представление всегда точнее одного. Но установки системы инстинктов говорят о том, что нельзя следовать другому мнению, это означает проявить свою слабость, неспособность правильно выбрать нужную пищу. Что инициирует ощущение постоянной необеспеченности, в связи с этим, не насыщенности, ожидание истощения и в итоге страх перед возможным приближением окончания жизни.
Упредить действие установок инстинкта можно только при выполнении трех условий. Каждое из них позволяет из позиции “участника” перейти в позицию “наблюдателя”. Другими словами, не контролировать каждое изменение в себе и в жизни, пугаясь малейшей неопределенности, а подняться мысленным взором над планом жизни и наблюдать происходящее со стороны. Действовать поверх интересов системы инстинктов, в то же время поддерживая равновесное внутреннее состояние.
Первое, это формирование полноценного конструктивного мировоззрения, организация процесса переосознания своих представлений о происходившем, происходящем во всех сферах жизни и созданием представлений о возможном изменении к лучшему в будущем в каждой направленности своей жизни. При малейших признаках беспричинного беспокойства важно найти то, что тревожит и выстроить свое инициативное видение возможности изменений к лучшему в этой направленности жизни, какой бы они ни была мелкой. Нельзя позволять системе инстинктов перехватывать свободное внимание и использовать животным способом. Здесь важна инициатива, которая заключается в переводе внимания под управляющее действие системы разума.
Второе, это определение главного для себя в будущем, поддержание представления о необходимом и достаточном, чтобы текущими действиями создавать условия для жизни в будущем. Другими словами, надо ставить перед собой цели, реализация которых намечается не ранее чем на 91 день, то есть за пределами временного интервала интересов системы инстинктов. Именно это позволяет поддерживать равновесное внутреннее состояние.
Третье, это развивать в себе устремленность быть системно и реально полезным, проявляя индивидуальные возможности, применять их в полезных действиях по жизненным связям. Взаимодействие с окружающими людьми поможет оценивать реальный уровень развития своих возможностей, и кроме погашения сомнений создает ощущение своей готовности к ведению жизни.
Образуемая система взаимозависимых отношений позволяет создать самодостаточный, развивающийся процесс жизни, в котором каждая составляющая зависит от всех остальных. Зависимость из обременительной становится желанной.
Инициируя развитие своих индивидуальных возможностей, человек активизирует процесс развития к лучшему во всех остальных составляющих единого жизненного процесса, в том числе развитие и совершенствование своих внутренних систем и структур. Этим способствует повышению уровня жизнеспособности, здоровья, продлению жизни. Более свободное внутреннее состояние инициирует проявление еще более совершенных возможностей.
Таким образом, организуя самодостаточный процесс жизни, человек может уже не отвлекаться на поиск своих несовершенств, заменяя их чувством собственного совершенства, поддерживаемого рефлекторными напряжениями.
Ему не интересно заниматься поиском . невозможностей в себе, начиная от уровня физиологии, заканчивая системой разума. Совершенствование индивидуальных возможностей в организованном самодостаточном процессе жизни последовательно продвигает каждую его составляющую к лучшему, о чем свидетельствует не снижающееся число приходящих к нему новых идей об уже известном.
Казалось бы ничего нового в изложенном нет, все давно известно и не однажды описано. Трудность в том, чтобы сделать эти три условия обязательными и полезными для себя. Привычка подчиняться внутреннему голосу зачастую не дает вовремя провести переосознания, у системы инстинктов нет сигнала к переосознанию. Нет у нее команды и к воссозданию чувства удовлетворенности производимым и жизнью в целом.
Лишь самостоятельно оценивая позитивность производимых изменений в себе и в жизни, человек может не сомневаться в правильности обретаемых идей, их правильной реализации в жизни. Что позволяет не ощущать недоверия к своим возможностям, не инициировать чувство своей неполноценности, ущербности.
Самое главное, что взаимозависимые отношения с партнерами позволяют не инициировать неприятие к их индивидуальному взгляду на совместно рассматриваемые ситуации. Каждый из участников предлагает свое видение и они уточняют первоначальное представление каждого. Образуемое совместное видение ситуации позволяет найти наиболее оптимальный путь к ее развитию.