Понимание величины и качества необходимого и достаточного для продолжения жизни тесно связано с состоянием познавательного интереса к происходящему и существующему в себе и своей жизни.
В состоянии познавательного интереса человек чувствует себя не ущербным, нацеленным добыть то, чего ему не хватает для жизни, в том числе здоровья, а свободным в своих мыслях и действиях.
Свободным не от проблем или от какого-то другого гнета, а свободным для того, чтобы осознавать интересующий его вопрос или его реализовать.
В ходе переосознания он воссоздал полноту своей жизни, оценил возможность изменений к лучшему в каждой жизненной направленности, поэтому ощущает себя осведомленным и свободным для ведения жизни в целом. Этим действием человек замещает функцию контроля над происходящим и производимым, которая привычно заключалась в удерживании в памяти и переживаниях по поводу происходящего в отдельных составляющих жизни. Ничем кроме волнения человек не мог воздействовать на происходящее, но именно в этом привык видеть свое участие: переживать за детей, за работу, за здоровье, не предпринимая никаких конкретных действий.
Ощущение внутренней свободы позволяет повышать уровень жизни не за счет совершенствования сферы быта и отдыха, уплотняя график деятельности, увеличивая уровень занятости, энергонасыщенности, напряженности и возбуждения. Сфера быта и отдыха не выделяется человеком в то, что приносит особое удовольствие, потому что он получает удовольствие от каждого своего инициативного шага в любой жизненной направленности, будь то работа , отдых, еда, общение.
Этим он совершенствует свои индивидуальные способности и постепенно становится способным повышать уровень своей жизни не сохранением и накоплением, а изменять к лучшему, делать более экономичным весь процесс жизни.
В связи с этим, в его сознании и теле повышается уровень удовлетворенности, и открывается главная жизнеобразующая потребность — дальнейшее совершенствование себя и своей жизни. Человек не боится ощутить восприятие полноты своих потребностей и интересов. Ведь он контролирует жизненный процесс не беспокойством о происходящем, чтобы только сохранить свою жизнь неизменной, а осознанно ведет его, ощущает свою способность находить выход из тупиковых жизненных ситуаций. Новые интересы и потребности открывают новые пути совершенствования.
Иное дело, если человек сомневается в том, что ему всего хватает, например, внимания, здоровья, внутренней свободы, так как не до конца разобрался с внутренней проблемой, как включается управляющее действие системы инстинктов. Для системы инстинктов сигнал о недостаточности чего-либо является свидетельством не насыщенности необходимым для продолжения жизни.
В первую очередь она реагирует воссозданием программы «экономии расхода внутренней энергии и сдерживания информационной и деятельной активности», так как не удовлетворение потребностей воспринимается ею, как нарастающее состояние голода. Что вызывает ожидание ослабления, остывания, неполноценности, ущербности, неполноты готовности к ведению жизни и страх перед возможным приближением окончания жизни.
Человек неосознанно блокирует генерации страха. С одной стороны, пытается сохранить силы и энергию, прижимая тело к внутренней поверхности линии опоры, зажимая «косточку ущербности», имитируемое «нажеванное», как свои запасы. Напряжениями ёжения и пережатия кровотока по конечностям — сохранить расход тепла. С другой стороны, подавляет свои потребности, обжимая мышцами пищевод и желудок,чтобы не чувствовать голодные боли, пережимая проток левой околоушной слюнной железы, чтобы не чувствовать новых интересов, не ворошить запасы.
Эти напряжения приходится преодолевать при реализации информационных и жизненных действий, которые и так утомляют, в связи с высоким уровнем занятости. Конечно, в таком состоянии невозможно ощущать интерес к производимому, наоборот, хочется как можно быстрее завершить любое начинание и хоть немного отдохнуть.
При этом даже незначительные непредвиденные события ожидаются как несчастья, катастрофы, в готовности к противлению. Человек готовится к борьбе, даже если значимость непредвиденного минимальна и можно было позволить ему развиваться естественно, так как любой исход его одинаково удовлетворяет. Это касается всего, например, сообщений в новостях, которые стоит воспринимать лишь информационно, но никак не принимать на себя ответственность. Человек возбуждается и этим в еще большей степени отдаляет себя от состояния интереса к производимому.
Ему уже не хватает полноты информации, в связи с тем, что в состоянии противления и противоборства инстинкт заставляет полностью концентрировать внимание на текущем действии. А так как человек постоянно находится в ожидании непредвиденных событий и в готовности к противлению им, то есть в состоянии противоборства, то, естественно, большую часть времени в течение суток остается в концентрации на производимом.
Чем бы он ни занимался, обязательно использует энергию готовности к борьбе. Ведь ее некуда девать, энергия образуется избытком, который требует ее расходования. В связи с этим, человек вынужден забыть о системе разума и развивать в себе силовые возможности. Его информационные системы во все меньшей степени насыщаются необходимой информацией, знаниями. Его мировоззрение, в связи с тем, что он все меньше пользуется его идеями, постепенно расплывается в его видении, становясь все более отрывочным, не связанным, не способным быть опорой для организации внутренних и внешних управляющих действий. Путь разумных преобразований становится невозможным.
Таким образом, важно постоянно следить за поддержанием состояния согласия с происходящим и существующим, с величиной необходимого и достаточного для продолжения жизни, подниматься мысленным взором над планом своей жизни, чтобы чувствовать себя не ущербным, а внутренне свободным.