Процесс расслабления рефлекторных напряжений, с помощью которого человек разделяет в видении существующего и производимое на “свое” и “не свое”, происходит по мере снижения уровня внутренней избыточности.
Образующиеся агрессивные среды, возбуждая рецепторы, нервную систему и психику, требуют своего расходования в энергоемких силовых животных состояниях противления и неприятия.
Существенное ослабление напряжений собранности происходит при каждом трансформировании человеком своего отношения к производимому и происходящему вовне, при каждом уменьшении объема “не своего”. Последующие вслед за этим “откатные состояния” он преодолевает путем регулярного переосознания своих представлений о жизни, о главном для себя в будущем, значимо влияющем на его развитие, о величине необходимого и достаточного для реализации всей полноты жизненных функций с учетом изменений к лучшему во всей полноте жизненного процесса.
В ходе переосознания систематически воссоздает представление о том, что, с кем и для чего планирует делать в будущем. И на базе этих мыслей определяет величину необходимого и достаточного для продолжения активного периода своей жизни.
Современный уровень развития цивилизации позволяет работающему человеку обеспечивать себя всем, что требуется для ведения жизни, включая информацию, предметы обихода по мере возникновения потребности в чем-либо. Ему не придется как в недалеком прошлом, “доставать” необходимое, оно есть в достаточном количестве и качестве.
Совсем недавно человек был вынужден создавать избытки и накопления сверх функциональной необходимости, причем, не только денег и вещей, но и знаний, и возможностей. Вступив на путь разумных преобразований, он видит, что все лишнее отнимает время, внимание, жизненную активность да и средства, в связи с этим, замедляет темп изменений к лучшему.
Во-первых, любые избыточные запасы и накопления вызывают ощущение независимости от происходящего и будущего, а ощущение независимости действиями контрольной системы инстинктов инициирует режим экономии, сдерживания расхода энергии, информационной и жизненной активности.
Во-вторых, избытки и запасы сверх разумной нормы образуют в сознании человека действиями контрольной системы инстинктов настороженность и недоверие к происходящему в окружающем мире и к людям. Общее неприятие ко всему вовне через чувство жалости к себе заставляет отделять “свое” от всего вовне. Следующее вслед за этим перевозбуждение делает человека менее дееспособным, не способным понимать себя и происходящее в жизни, видеть лучшее и реализовывать его.
Животная “жалость к себе” заставляет отделять себя от всего, что способно нанести ущерб, что он считает не полезным для себя. Зачастую совсем не потому, что оно действительно не полезно, а просто человек не определен в полезном для себя, поэтому не в состоянии оценить пользу каждого из взаимоотношений или направлений жизнедеятельности.
В итоге, привычно устремленный видеть лучшим для себя покой и отдых, сдерживание информационной и деятельной активности, обретая инертность и леность в мыслях и действиях, он не стремится определяться относительно главных для себя позиций в будущем, в связи с этим, не может определяться в частных проявлениях взаимоотношений и взаимодействий в жизни.
В меру неопределенности в полезном и необходимом во взаимоотношениях и жизнедеятельности контрольная система инстинктов заставляет отделять внешнюю среду жизни, как возможно вредное, опасное или несущее ущерб тому, что обозначается “своим”.
Таким образом, неопределенность в достаточности является мощным тормозом на пути развития индивидуальных возможностей, значит, на пути интереса к ведению жизни.
Необходимо учитывать, что система инстинктов оценивает достаточность по наличию еды и тепла. Что человек ест, для нее не имеет значения, главное, что он способен насытить себя без особых усилий. Да и крышу над головой имеет, если работает. Не способному себя обеспечивать помогает государство.
Систематически осознавая это, человек успокаивает систему инстинктов и становится способным создавать благоприятные условия для жизни в будущем.
Определенность в достаточности гасит беспокойство по поводу возможного ущерба от каких-либо взаимоотношений. Проецируя производимое и обретаемое в отношении каждого действия и каждой жизненной связи, организуя условия, позволяющие реализовывать свою активность в естественных состояниях с опорой на естественные возможности, человек все наблюдаемое и осознаваемое воспринимает как полноту необходимого и достаточного для возобновления жизни с учетом ее развития.
Необходимо понимать, что потребность разделять на “свое” и “не свое” уходит далеко не просто. По мере определения основных жизненных позиций будущего, организованности сознания, видения, жизни, взаимосвязей, улучшении условий взаимоотношений, жизнедеятельности и быта выделяется избыток энергонасыщенности.
Избыток выделяется в виде агрессивных сред, обжигающих рецепторы. Желание как можно быстрее израсходовать его, чтобы избавиться от неприятных внутренних ощущений заставляет человека воссоздавать животные состояние собранности, готовности к противлению и противоборству, которые всегда нацеливают на поиск изменений к худшему в себе и в жизни.
Что инициирует недоверие к жизненным процессам, ситуациям, людям, ожидание вреда и ущерба от информационной или деятельной активности, заставляет искать в себе признаки ослабления, болезней, дурных состояний, настроений и мыслей, то есть признаков ущербности в результате участия в деятельной активности.
Возникает желание постоянно сдерживать информационную и деятельную активность, а также несоразмерная требовательность к партнерам, да и вообще к жизни, следовательно, потребность отделять “свое”.