Мы остановились на том, что не сдерживать информационную и деятельную активность перед разумными преобразованиями можно только воспринимая всех, с кем связан жизненный процесс «своими». В зоне «своего» человек трудится лично для себя и контрольная система инстинктов не создает барьер сдерживания, так как считает эту активность не затратами, а приносящей пользу.
Ведение разумных преобразований не предполагает, что надо всех любить и со всеми дружить. Понятие «свои» в данном случае служит определением не вселенской любви, а отсутствием не неприятия к окружающим. Поскольку неприятие можно реально заместить только не избыточным состоянием интереса, «свои» становятся объектом приложения для индивидуальных возможностей человека. Устремленный быть системно и реально полезным всему окружающему и людям, он своими полезными действиями выстраивает условия для проявления и приложения своих индивидуальных возможностей с помощью углубления взаимопонимания, согласия и единства видения лучшего.
Когда зона воспринимаемого как личное для себя расширяется до границ, определяющих пределы информационного и деятельного участия во внешней жизненной ситуации, человек в своих полезных действиях для других людей видит пользу в первую очередь для себя.
Стремление, разделять наблюдаемое и производимое на «свое» и «не свое» инициируется неосознанностью, что и для чего человек делает, будь то информационная или деятельная активность.
Если человек ходит на работу только за зарплатой, он воспринимает время пребывания на работе, как потерянное для жизни, а также бесполезно потерянными считает свое внимание и силы. На что контрольная система инстинктов реагирует напряжениями сдерживания расхода внутренней энергии и деятельной активности. Для реализации трудовых функций в каждом действии человеку приходится преодолевать барьер внутреннего сдерживания.
Он устает и уверен, что зарплата не окупает его затрат на выполнение трудовых функций. В итоге неприязненно относится и к той организации, в которой он трудится, к тем задачам, которые выполняет, к начальству и коллегам. Ему кажется, что никто кроме него не устает так сильно. На самом деле устают все, кто с таким же настроением, преодолевая неприятие, приступает к работе.
Это же относится и к его взаимоотношениям с окружающими. Если человек не определен в том, какие свои нужды, потребности и интересы он удовлетворяет во взаимоотношениях с партнерами в данной конкретном взаимоотношении, и какую часть от его жизненных потребностей и интересов составляет то, что он получает по данной конкретной связи, он воспринимает ее как обременительную, отнимающую время, силы и внимание. В связи с этим, контрольная система инстинктов инициирует сдерживающее информационную и деятельную активность действие по данной жизненной связи. Человек устает больше, чем это требует исполнение его действий, в то же время ощущает, что происходящее по данной жизненной связи не окупает его затрат. По этой причине жалуется на недостаточность внимания, уважения, похвалы. А виной всему отделение от себя всего, что не относится к объему «своего» и барьер сдерживания, которым он фактически собственными силами отстраняет себя от жизненной активности.
Для того чтобы не инициировать в своем сознании потребность разграничивать наблюдаемое и производимое на «своего» и «не свое», важно уметь определяться относительно полноты необходимого и достаточного.
Величину необходимого и достаточного не определить просто так, потому что смысловой нацеленностью контрольной системы инстинктов является создание запасов, чем больше, тем лучше. Значит, требуется вначале создать разумную смысловую нацеленность, определить представление о главном для себя в будущем и значимо влияющем на реализацию главного.
Другими словами, увидеть свою жизнь во всей ее полноте, со всеми жизненными связями и зависимостями. Станет понятно, что привычно рассматриваемые как «не свои», например, знакомые, дальние родственники, коллеги, и другие люди активно влияют на ход жизненного процесса, а большинство из них будет это делать в будущем. Следовательно, нет смысла во взаимодействии с ними тратить силы на преодоление сдерживающего активность действия, и удерживать круг «не своего», ведь это требует огромных затрат сил и внимания.
Не имея представления о смысле жизни в будущем, человек стремится иметь, видеть, ощущать, знать все, что делают другие. Ему не определиться относительно достаточного, так как достаточным для него является все то, что он видит и о чем знает. А это заведомо недостижимо особенно в современном мире.
Представление о достаточном для себя, как обо всем, что есть в этом мире, приводит в крайне негативное состояние. Он невольно оценивает получаемое от реализации каждого жизненного действия, от обретаемого по каждой жизненной связи, и видит его ничтожной частью от необходимого и достаточного для себя, поэтому мало ценным.
Это вызывает в сознании недовольство, не удовлетворенность, инициирует потребность как можно меньше участвовать во взаимодействиях, в которых затраты не окупаются. Если участвовать, то как можно быстрее завершать свою деятельность.
Круг не относящегося к «своему» может образоваться в объеме семьи, когда не определен смысл существования самой семьи. В результате, взаимодействуя с родственниками, человек сильно устает, а на самом деле экономией сил, стремлением как можно быстрее завершать свои начинания, заставляет себя максимально напрягаться и торопиться. Вред от такого общения очевиден.
Таким образом, разделение в сознании и видении человека существующего, происходящего и производимого на «свое» и «не свое» инициируется неопределенностью относительно главных жизненных позиций и неорганизованностью активности, взаимоотношений, в том числе условий, которые позволили бы действовать в естественных для себя состояниях с опорой на естественные возможности.