Итак, чрезмерную усталость человек чередует с покоем и отдыхом, с возможностью ни о чем не думать. Этим загоняет себя в замкнутый круг животных генераций.
Возникает естественный вопрос, почему человек, понимая пользу инициативной активности и устремленности быть системно и реально полезным по своим жизненным связям, так не поступает? Ведь это проще, чем городить в сознании систему действующих друг против друга рефлекторных программ, напряжений и генераций.
Ответ прост. Для определения величины необходимого и достаточного надо знать, для чего, для какой цели все это необходимое и достаточное использовать.
Таким образом, все упирается в цель, которую человек ставит перед собой. Если он не видит смысла в совершенствовании своих индивидуальных возможностей и использовании их в полезных действиях по жизненным связям для создания системы взаимозависимых отношений и продления за счет этого своей жизни, то выбирает животную смысловую идею. Вернее по умолчанию вынужден использовать инициируемую системой инстинктов животную управляющую идею, устремленность к большему для создания запасов и накоплений, позволяющих пребывать в покое и отдыхе. В этом случае человек содействует продлению своей жизни путем отделения себя и своих запасов от вредной, опасной, не прогнозируемой среды окружающего мира.
Итак, либо человек использует для организации жизни разумную смысловую управляющую идею, либо вынужденно использует животную, которая заставляет его копить все необходимо к старости и на пенсии пребывать в покое. Животное имеет реальный предел запасов и накоплений, так как больший объем попросту испортится.
В жизни человека подобных ограничений не существует, потому что к запасам относится не только еда, а практически все, что он потребляет, но не использует, в том числе знания, жизненные связи. Ограничением служит только состояние крайней усталости, немощность, слабость, болезненность, ущербность.
Таким образом, основной причиной устремленности к покою и отдыху, потребности поддерживать в сознании состояние “ожидания изменений к худшему и не удовлетворяющего” является неосознанность разумного смысла применения своей активности. Отсутствие представлений о главном для себя в жизни является единственной причиной, по которой человек стремится видеть лучшим для себя покой и отдых, и ощущает одной из самых важных жизненных потребностей пребывание в состоянии “ожидания возможных изменений к худшему”.
Самым важным для человека является понимание лучшего для себя: либо копить и пребывать в покое, дожидаясь окончания жизни, либо продолжать оставаться активным.
Конечно, можно привести доводы в пользу каждого варианта.
Можно убеждать себя в том, что быть активным интереснее, это приносит больше нового, но можно накопить побольше денег, иметь достаточно широкий круг сторонних интересов, и получать не меньше удовольствия. На первый взгляд этот вариант кажется выигрышным, постараться сделать запас и больше ни о чем не беспокоиться, жить в свое удовольствие, меньше делать и чувствовать себя независимым от всех и от всего.
К сожалению быть независимым не получается. Не обладая комплексом идей, позволяющих судить о возможности продления жизни, человек представляет, что отведенный ему наследственным строением и существующей ситуацией срок жизни уменьшается от случайностей. Случайности подстерегают животное в момент охоты. Именно поэтому человек выбирает уход от активной деятельности, устремленность к созданию запасов, пребыванию в покое и отдыхе. Он неосознанно надеется, что так меньше рискует.
Другое дело когда на чашу весов положена смысловая идея ведения жизни путем возобновления, сохранение жизненной активности за счет совершенствования индивидуальных возможностей, создания на этой базе системы взаимозависимых отношений и самодостаточного процесса жизни.
Реализация разумной смысловой идеи приводит к постоянному повышению уровня внутренней свободы, значит, снижению уровня напряженности, возбуждения и энергонасыщенности, и тем однозначно позитивно содействует продлению жизни.
К тому же она позволяет так вести жизненный процесс, чтобы происходящее в нем становилось с каждым годом все более прогнозируемым, и возможность значимой для здоровья и жизни роковой случайности уменьшалась пропорционально организованности сознания и жизненного процесса.
При глубоком осмыслении разумная идея может перевесить.