.
Итак, человек пытается животным способом оценивать направленность изменений путем наблюдения непосредственных движений.
Он пристально следит за каждым словом, выражением лица и глаз всех, с кем связывает свою жизнь, а также следит за происходящим в собственном организме и психике. Но практически не успевает оценивать причины, смысл и направленность изменений внутри себя, часто делает неправильные выводы, не доверяет своим наблюдениям и окружающим людям.
В той же степени, в которой не доверяет окружающим, он ощущает недоверие к происходящему внутри себя, своему организму, психике, разуму, собственным возможностям, поэтому не может судить о степени своей дееспособности в будущем. Что делает его намерения, перспективу действий в будущем еще более зыбкими, ненадежными, мало реальными.
Неуверенность в своей способности последовательно вести изменения приводит к мысли о том, что лучше хотя бы сохранить существующее неизменным. Устремленность к защите существующего в себе и в жизни в сознании современного человека реализуется в виде заботы о здоровье, вещах, недвижимости, деньгах, близких ему людях. О них он тоже заботится, имея смысловую задачу сохранения существующее неизменным. В итоге его забота оказывается бесполезной, она ничего не дает ни здоровью, ни деятельности.
Стремление сохранять неизменным существующее, применяемое к любому объекту, человеку, внутреннему органу, системе или структуре, обречено на не успех. Сохранить существующее неизменным, когда меняется все, на что оно опирается при реализации внутренних и жизненных функций, задача нереальная, даже теоретически невыполнимая.
При изменениях внешних жизненной ситуации внутренние системы и структуры обязательно изменяют направленность своих функций, в противном случае они будут разрушены, деформированы. Их просто снесет поток жизни. Поэтому человек, устремленный сохранять существующее неизменным и в этом видеть смысл своей заботы, абсолютно бесполезен для себя и для тех, о ком заботится. Более того, он даже мешает близким, когда те стремятся изменять происходящее в своем сознании и жизни в ответ на изменения в окружающем мире.
Необходимо учитывать, что в сознании человека укоренилось недоверие к происходящему внутри себя, в окружающем мире, к людям. Недоверие не имеет реальных оснований. Оно связано исключительно с несовершенным способом наблюдения и осознания происходящего в себе и в жизни, с опорой на две модели, выстроенные под воздействием двух разнонаправленных смысловых управляющих идей и необходимостью постоянно перебрасывать внимание из одной модели в другую.
Избавиться от недоверия к своим возможностям и ко всему существующему во внешней среде жизни можно только переосознанием своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем. Используя конструктивное мировоззрение, полезно осознать причины изменений внутри себя, в окружающем мире и в людях. На основании этого выработать картину представлений о направленности изменений во всем объеме наблюдаемого.
Переосознание не делается с наскока. Для него необходима вся полнота внимания и модель, в объеме которой это внимание должно правильно распределяться.
Например, человек боится, что не будет успевать определяться в закономерной направленности развития происходящего во всех сферах жизни, в строении, действующих силах, зависимостях всего, что доступно для наблюдения и восприятия, ведь мир, как внутренний, так и внешний, чрезвычайно многообразен.
На самом деле в мире все связано, и в итоге любое изменение в какой-то степени и когда-то отражается на каждой его составляющей, в том числе на происходящем в человеке и его жизни.
И, казалось бы, неразрешимый вопрос о возможности определиться во всех направленностях наблюдаемого и осознаваемого во всех сферах жизни обретает простое решение.
Человеку не нужно управлять внутри себя движением каждой клетки и каждого органа, так же, как не нужно понимать смысл и направленность изменений в каждой структуре общества, либо разбираться в причинах всех устремленностей, рождающихся в сознании каждого из партнеров. Вполне достаточно иметь обоснованное, конструктивное мировоззрение о развитии процесса цивилизации, общества, чтобы спроецировать смысл и влияние этого изменения на составляющие цивилизации и общества структуры.
Подобным же образом нужно понимать, что внутренние органы, системы и структуры имеют целью организацию наиболее оптимального порядка в сфере своего влияния, а основной смысловой направленностью – всемерное сопутствие продлению жизни. На основании этих положений достаточно оценивать качество происходящего внутри себя и направленность его изменений по общей напряженности и возбуждению. Ведь именно их действиями деформируется течение внутренних процессов (исключая травмы, инфекционные болезни).
Определяя причины повышенной внутренней напряженности и возбуждения, человек способен управлять происходящим внутри себя. Для этого требуется реорганизовывать свои представления о жизни, совершенствовать их, а также преобразовывать условия своих взаимоотношений, жизнедеятельности и быта, чтобы снижать уровень напряженности и возбуждения психики.
Точно также человек способен прогнозировать общую направленность развития, устремлений, потребностей, интересов своих партнеров, оценив в самых общих чертах конструктивность, полноту и совершенство их мировоззрения, а также конкретность внутренней и жизненной ситуации, выделяя степень напряженности и возбуждения, а также напряженность жизненных взаимоотношений и взаимодействий.