Итак, поддержание одновременно двух устремлений к сохранению и к полезной активности поглощает практически все внимание человека. Отвлекаясь на полезное действие для близкого он забывает о здоровье и через некоторое время ощущает беспокойство об израсходованных силах. Занимаясь только здоровьем, забывает о взаимопонимании с близкими, что может привести к ухудшению отношений.
Почти вся полнота внимания поглощается восстановлением забытого при перераспределении внимания в каждой из моделей, в связи с этим, к любому новому в собственном здоровье или во взаимоотношениях, даже несущему лучшее, человек относится неприязненно как к непредвиденному.
Человек не способен успеть достаточно полно разобраться с непредвиденным, так как ему надо сразу же перераспределять внимание на поддержание другой модели, в которой тоже могло возникнуть непредвиденное. На всякий случай он неосознанно противится любому изменению в любой из сфер жизни, ожидая его как не удовлетворяющее. “Помогают” ему установки контрольной системы инстинктов, которые инициируют в сознании человека ощущение того, что он мог отвлечься и не заметить произошедших за это время под влиянием непредвиденного изменений в одной из них сфер жизни.
Животное замечает изменения только по признакам прямого физического движения, происходящего у него на глазах. Животное не отрывает взгляд от брошенного камня, так как не способно судить о том, что камень в полете не может сам изменить траекторию движения. Если же объект изменил свое положение, когда животное не видело этого, оно не заметит перемещений.
Человек не видит происходящих изменений, но в отличие от животного “домысливает” их. Своим домысливанием он обрекает себя на не проходящее ощущение зыбкости своих представлений о происходящем в одной и другой сферах жизни.
Например думает о том, что внутри незаметно могла возникнуть болезнь, она постепенно развивается и подтачивает его организм. Подобным образом не доверяет своим взаимоотношениям с окружающими и самому ходу жизненной ситуации. Например, не заметил, что окружающие уже изменили к нему свое отношение, или еще надеется на достигнутые договоренности, а кто-то пытается противостоять его намерениям.
Так, поддерживая в своем видении две модели, человек инициирует в своем сознании постоянную неуверенность в своих суждениях, взглядах, представлениях о жизни, о людях, о происходящем внутри себя. Перспектива его намерений относительно своего будущего представляется ему нереальной в исполнении. Что действиями контрольной системы инстинктов образует в его сознании ощущение бесперспективности. Бесперспективность для животного, это окончание жизни от голода. Что инициирует животные состояния ожидания истощения, ослабления, голодных болей в желудке, проявлений горькой, голодной слюны и генерации страха возможного приближения окончания жизни.
Генерации страха на уровне реального сознания человек ощущает в виде мыслей о бренности жизни, об ущербности человеческого тела как такового.
Пребывая в унынии, человек боится за будущее, боится за себя и остается постоянно неуверенным в способности вести жизнь, понимать себя, людей, так как для этого необходимо непрерывное наблюдение происходящего, на что он не способен, постоянно перебрасывая внимание из одной модели в другую. Идею о необходимости непрерывного наблюдения происходящего для обретения уверенности в правильности представлений о нем, инициирует контрольная система инстинктов. Ведь животное не способно выявлять действующие силы, определяться в образующейся этими силами направленности развития ситуации.
Человек пытается внимательно отслеживать происходящее, но вынужденный перебрасывать внимание из одной модели в другую, не успевает оценивать эти позиции в конкретности жизненной ситуации и внутри себя.
В результате он оставляет разум без возможности определять смысл и направленность развития каждой составляющей во внутренней и внешней сферах жизни. А без этой информации не способен разумно управлять своими мыслями и действиями, образовывать однозначные суждения о развитии происходящего в будущем. Ему ничего не остается как стараться использовать животный способ оценки направленности изменений в происходящем путем наблюдения непосредственных движений в нем.
Он пытается следить за каждым словом, выражением лица и глаз всех, с кем связывает свою жизнь, чтобы находить подтверждение в неизменности их намерений, планов, сужений. И все равно не доверяет собственным выводам, а в итоге и окружающим людям.
Подобным же образом человек не успевает оценивать причины, смысл и направленность изменений внутри себя, поэтому, зачастую, рождающиеся желания, стремления и интересы, являются для него такими же непредвиденными, как и поступки окружающих людей.
Недоверие к происходящему внутри себя, своему организму, психике, разуму, собственным возможностям не позволяет судить о степени своей дееспособности в будущем. Что делает его намерения, перспективу действий в будущем еще более зыбкими, ненадежными, мало реальными. Инициирует неуверенность в том, чтобы последовательно реализовывать изменения. В итоге человек видит лучшим для себя хотя бы сохранять существующее неизменным, не осмеливаясь изменять его к лучшему.
Таким образом, животный способ наблюдения не позволяет вести процесс наблюдения и осознания разумно.