Опыт А.Е.Моисеева

Автор: | 04/07/2015

Садовый участок Александра Ефимовича Моисеева – всего-то шесть соток. Но сколько здесь интересного! Набор редких плодовых культур, урожайный виноград… Но “изюминка” участка и главная радость хозяина – пруд. Хотя и невелик он, да сделан основательно, с зимовальным отделением.

– Выращивать рыбу на усадьбе – дело стоящее. Одно сложно – приобретать по весне посадочный материал. Я, например, всегда зарыбляю свой прудик в июне-июле, как только удается выловить мальков в нашей речке. Иногда брал карпов в Нарском рыбхозе, где к моему увлечению относились благосклонно и никогда не отказывали в помощи. Покупал карпов весом 200-300 г живыми и в рыбных магазинах. Поскольку эти приобретения происходили глубокой осенью (именно в эту пору торгуют живым карпом), то до весны купленные рыбы зимовали у меня частично в большом комнатном аквариуме, а те, что покрупнее, -в специальной зимовальной яме. Кстати, вместе с карпами в колодце всю зиму проводят и другие, даже речные рыбы, обитающие летом в водоеме, – плотва, густера, елец, пескарь, уклейка. Были и окуни.

Из зимовального колодца рыбу выпускаю в прудик сразу после схода снега. Ту же, что жила в аквариуме, помещаю на летнюю “квартиру” позднее, когда вода в пруду прогреется. Делаю это так: емкость с рыбой, взятой вместе с водой из аквариума и привезенной на дачу, опускаю наполовину в пруд и так держу в нем, пока температура в ведре и водоеме не сравняется. Таким образом, рыба постепенно привыкает к новой, более низкой температуре. Если выпустить ее сразу, то из-за резкого перепада рыба может погибнуть от шока. Такие случаи у меня бывали, пока я не понял, в чем тут дело.

В моем искусственном прудике с объемом воды 12 кубических метров нормально жило более 60 взрослых рыб разных пород. Хотя и тесновато, и водоем непроточный, а караси, плотва, пескари и однажды уклейки даже нерестились, доставляя немало хлопот. Как-то я попытался прикинуть количество мальков плотвы, оказалось – около трех тысяч. И взрослые, и дети активно разбирали посадочный материал для зарыбления водоемов близлежащих поселков и садовых товариществ.

Такое большое “стадо” и живет какое-то время в тесноте, и кормить его приходится получше. Правда, спас меня в этой ситуации и небольшой окунишка, занесенный с прочими мальками из Москвы-реки. Ростом всего с ладошку, он активно опустошал пруд от рыбной мелюзги. Быстро рос, пока не попался на удочку одному из моих гостей.

Должно быть, у читателей возникнет вопрос, как устроен зимовальный колодец, в котором рыбы могут доживать до весны. Это бетонная труба с внутренним диаметром 70 см (метровый – лучше). Труба заглублена в середине пруда в болотистый водоносный грунт на 2,5 м. Высота столба воды в трубе 1,5-2 м. В этой воде и зимуют у меня рыбы. Осенью трубу накрываю деревянным щитом, а дальше мне помогает Природа. Щит и надземную часть трубы засыпает снег, и вода в колодце не замерзает в течение всей зимы. Кислород из надводной воздушной прослойки обогащает воду, спасая рыбу от замора. За зимние месяцы уровень воды в колодце несколько понижается, уменьшается ее объем. Но рыба этот период все равно переносит нормально.

Всю зиму рыба в колодце ничего не ест. Когда сверху посмотришь, на дне видна довольно плотная стая разных рыб, которые изредка и нехотя, как бы в полусне, медленно ворочают плавниками. Вынутые весной из колодца, они сверкают серебром чешуи, что говорит об их хорошем здоровье.

В последние годы золотистых карасей в зимовальный колодец не пересаживаю. Это самые неприхотливые и жизнестойкие рыбы. Зимовать их оставляю в водоеме с уровнем воды 20-25 см после рыборазбора. Караси зарываются в ил, образующийся на дне от попавших осенних листьев, и зиму проводят, как медведи в спячке. Водоем, конечно, промерзает до дна. Однако весной, как только растает лед и снег, караси пробуждаются и как ни в чем не бывало ведут обычную жизнь, причем ежегодно обильно нерестятся.

Разведение рыбы – дело очень интересное, советую всем обдумать возможность устройства водоема на своем участке.