Мы остановились на том, что человек относится с недоверием к том, что его индивидуальные возможности будут востребованы и стремится равняться на других, быть не хуже.
Ошибка этого вывода состоит в том, что сколько бы кто-то ни пытался подтягивать свои возможности до уровня других людей, все равно система инстинктов инициирует в его сознании восприятие неполноценности.
В том случае когда отдельные возможности проявлены на голову выше, чем у других, он, с одной стороны, чувствует одиночество и несвободу во взаимоотношениях с другими людьми. Человеку приходится поддерживать дистанцию, отделяя свою особенность от людей. С другой стороны, действиями системы инстинктов в его сознании зарождается страх потери или ослабления проявленности своих особых возможностей.
В том случае когда возможности человека проявлены слабее, чем у большинства, он неосознанно удерживает себя на дистанции.
Каждый человек одновременно является обладателем и сильных, и слабых качеств. В связи с тем, что самих возможностей, которыми люди сравниваются, очень много, каждому приходится отодвигать одних людей и отстраняться самому.
На уровне рефлекторных связей оценка своих возможностей сравнением с возможностями окружающих реализуется имитацией «нажеванного» за левой щекой, как куска от общей туши,. Объем этого куска соответствует месту данного человека среди окружающих его людей. Чем кусок больше кусок, тем место почетнее, тем большим уважением он пользуется. Уважение основано на том, что этот кусок даст ему большой запас сил, и он может быть опасным конкурентом в следующей схватке у общей туши.
В том случае когда человек меняет смысловую направленность и стремится к развитию индивидуальных возможностей, напряжения, с помощью которых он постоянно сравнивал себя с другими людьми, расслабляются и возникают «откатные» состояния. Это подташнивание, страх за жизнь из-за возможности подавиться и задохнуться имитируемым «нажеванным», обильной слюной и крошками.
Поиск не существующих крошек ведется в глубине горла, по линии крошек “от левой гланды до левого уголка передней площадки подъязычной кости” и по линии от левой гланды, по ложбинке до левого хрящика голосовых связок.
Левый хрящик голосовых связок, это анатомический бугорок расположенный на входе в дыхательное горло. Его оттекание инициирует наиболее сложную фазу откатных состояний, так как он становится ощутимым и вызывает ощущение наличия инородного тела у входа в дыхательное горло. Возникает першение и беспокойство.
Сложности с определением положением имитируемых контрольных точек действиями системы инстинктов создают чувство потери, жалость к себе и общее неприятие ко всему вовне.
На уровне реального сознания человек все это воспринимает как негативное отношения к себе со стороны окружающих, ведь он больше не стремится быть не хуже, а индивидуальных возможности в нем еще не проявлены. Страх одиночества, своей ненужности и никчемности вызывает ожидание неприятностей в жизни и внутри себя.
Итак, стоит человеку вступить на путь преобразований и принять новую идею, как он ощущает инициируемое с уровня чисто физиологических связей состояние беспричинного беспокойства, возникающее в конечной фазе расслабления напряжений программы сравнения своих возможностей с возможностями окружающих.
В то же время в этой фазе беспричинное беспокойство возбуждается ощущением потери возможности ориентироваться в направленности и объеме реализации своих жизненных потребностей, интересов и устремлений.
Другими словами, человек боится, что не сможет правильно определить объем своих потребностей, ведь раньше он смотрел на других. Сравнением своих возможностей с возможностями окружающих он привык определять свое место среди людей, поддерживать круг своих интересов, потребностей, устремлений, в связи с этим, распределять свое внимание, время, жизненную активность и средства. А теперь оказывается один на один с жизненным процессом. Непривычность такого положения вызывает чувство ответственности и тревоги, как он сумеет все распределить на долгие годы?
Управляемый установками инстинкта человек формирует представление о своем месте среди людей и сообразно отведенному им себе месту ограничивает круг своих интересов и потребностей.
Процесс сравнения инициируется животной установкой “быть не хуже”, поэтому обретает инициируемую с уровня подсознания установку, реализовывать все доступные людям интересы, устремленности и потребности.
Он хочет всего и сразу. Но, как в стае одно животное не может съесть всю добычу, так и человек не может уметь и иметь все. Приходится ограничить себя. Инстинкт самосохранения вида подсказывает животному, что захватывать все бессмысленно, тогда остальные члены стаи умрут от голода и вид вымрет. Поэтому в стае сильный берет самый большой кусок, а остальное оставляет более слабым.
Человек в ходе сравнения с другими людьми за годы учебы, работы, общения находит свое место среди них и постепенно ограничивает себя. Он мысленно располагает себя в какой-то группе, положение которой соответствует его представлению о своих возможностях. И ограничивает круг своих интересов, устремлений и потребностей теми, которые принято реализовывать в этой группе.