Необходимо учитывать, что более высокий уровень внутренней свободы, ощутимый в основном за счет снижения неприятия к части происходящего вовне и ослабления напряжений собранности по отношению к происходящему внутри себя, создает ощущение снижения уровня внутренней управляемости.
Человек привыкает за годы жизни к поддержанию неприятия. В собранности и готовности ко всему он привык чувствовать себя защищенным или готовым защищаться от неожиданностей внутри себя и вовне. Другого способа взаимодействия даже с самым ближайшим будущим у системы инстинктов нет.
И вот теперь, приступив к преобразованиям, формируя конструктивное мировоззрение, процесс системного переосознания, представление о главном для себя в будущем, о необходимом и достаточном, человек ослабляет неприятие. При этом он чувствует себя неуправляемым. Конструктивное мировоззрение позволяет ему объяснить причинно следственные связи происходящего в жизни. В его видении остается все меньше неразрешимых неопределенностей, которые он вынужден был многие годы отталкивать неприятием.
Казалось бы, это хорошо, что многое в жизни перестает пугать. Человек познает происходящее в окружающем мире, пытается осмыслить общие закономерности строения мира, жизни и самого человека. Но одних знаний мало для того, чтобы осознавать происходящее и при этом чувствовать себя управляемым.
В связи со снижением уровня неприятия, все острее ощущается остающийся прежним уровень внутренней собранности. Внутренняя собранность всегда использовалась для гашения внутренних неравновесностей, неприятных ощущений, тяжелых состояний, плохого настроения, дурных мыслей.
В том случае когда человек снижает уровень неприятия, но не создает возможность разбираться в происходящем внутри себя, не снижает уровень внутренней собранности, он остается в прежней готовности блокировать не удовлетворяющее внутри себя. На фоне ослабляющегося неприятия человек обязательно ощущает себя более напряженным. Неприятие к происходящему вовне в какой-то мере уравновешивает неприятие к не удовлетворяющему внутри себя. Стои всего лишь поднять уровень собранности и о внутренних проблемах можно не думать.
На уровне реального сознания неприятности в жизни объясняют человеку его готовность противиться отзвукам этих неприятностей внутри себя. Чувство долга и ответственность заставляют забыть о внутренних проблемах, подавить их в себе. Возможность понимать и разбираться в происходящих событиях, организовать их ведет к снижению уровня неприятия к происходящему вовне. В итоге человек начинает острее ощущать свою готовность проявить неприятие, противление и собранность ко всему, что его не удовлетворяет внутри себя.
Готовность проявить неприятие и собранность воспринимается как обострившееся состояние ожидания неприятностей в организме, да и вообще во внутреннем мире.
Человек воспринимает более отчетливо и рельефно ощущаемое состояние ожидания не удовлетворяющего в себе как интуитивное предчувствие зарождения неприятностей внутри себя. В связи с этим, невольно дает команду контрольной системе инстинктов перераспределить внимание так, чтобы его больше оказалось во внутренней сфере. Но потребность усилить контроль происходящего во внутренней сфере ведет к повышению уровня сверхчувствительности и настороженности.
Пребывая своим вниманием внутри себя, человек, в конце концов, ощущает состояние беспричинного беспокойства, которое возникает на предельном уровне реализации сверхчувствительности. Уровень сверхчувствительности повышается настолько, что становится ощутимым страх, который является действующей силой состояния настороженности. Этот страх и проявляется в виде беспокойства.
Для погашения беспокойства можно использовать такую связку: если ощущается беспокойство, искать причину надо в неопределенности относительно происходящего в жизни, значит, внимание сконцентрировалось во внутренней сфере.
Не используя этого правила, ощущая беспричинное беспокойство, которое никак не удается погасить, человек действиями системы инстинктов инициирует в своем сознании ощущение внутренней неуправляемости. Для ее компенсации повышает волевое воздействие, то есть повышает уровень внутренней собранности. В своем стремлении противопоставить внутреннюю собранность ощутимо нарастающей внутренней неравновесности человек усугубляет ситуацию. Он еще больше внимания притягивает во внутреннюю сферу жизни, неосознанно инициируя через действие системы инстинктов неприятие ко всему вовне.
В итоге, создав более благоприятные жизненные условия, человек, использующий лишь теоретические знания относительно преобразований, обретает более напряженную, возбужденную внутреннюю ситуацию.
Его внимание все больше оказывается прикованным к происходящему внутри, а жизненные взаимоотношения и деятельность все больше оказываются обделены вниманием. Поэтому через некоторое время во взаимоотношениях начинаются сбои и рождаются неприятности.
При этом человек, привычно готовя себя к противоборству с ними, инициируя неприятие, вновь обретет привычное равновесное состояние. Он компенсирует выделившуюся внутреннюю собранность, которая стала ощутимой в ходе разумных преобразований в жизни. Что приводит его к первичному уровню внутренней напряженности, возбуждения, и он уже не может увидеть ничего более лучшего, нежели успел реализовать на начальном этапе преобразований.
Таким образом, движение информационного потока из внешней сферы во внутреннюю и обратно нельзя нарушать. Осознавая происходящее лишь в одной сфере, человек может повысить уровень внутренней свободы на очень короткое время. Достаточно быстро ему придется воссоздать неприятие и подавить ощущения во внутренней сфере.