Таким образом, в реализации длительного по времени развития интереса, в том числе ведения разумных преобразований человека сдерживают две причины.
Во-первых, информационная неподготовленность, когда он не просматривает возможные результаты своих действий или бездействия, а руководствуется сиюминутным желанием. Возникающие многочисленные неразрешимые неопределенности через действие системы инстинктов инициируют в сознании сдерживание активности и восприятие своей неполноценности.
В-вторых, это не устремленность понимать других и быть понятным в своей инициативной активности. Непонимание не позволяет получать поддержку других людей и тем более ожидать поддержки в будущем. Ситуация, когда только своих сил становится недостаточно для создания условий, необходимых для дальнейшего развития интереса, а окружающие не заинтересованы в содействии, заставляет человека свернуть свои интересы.
Рассмотренное нами позволяет выйти к пониманию основной закономерности или закона жизни в обществе. В связи с тем, что подавляющая часть людей используют животную смысловую идею сохранения существующего неизменным, то целью является создание запасов. Чем запасы на будущее больше, тем лучше. Высчитывать уровень необходимого и достаточного для продолжения жизни в обществе, где на всех всего не хватает, по меньшей мере рискованно.
Следовательно, человек, реализуя наполняющую его жизнеобразующую устремленность к лучшему, на этапе, когда он еще не имеет всего необходимого для реализации всех жизненных функций, целей и задач для возобновления живого в себе, не имеет информационной обеспеченности, стремится быть полезным своими действиями только себе.
Жизнь и окружающие видят и понимают его ситуацию, поддерживают в реализации его намерений. Никто не мешает и не противодействует тому, чтобы человек учился, создавал семью, делал карьеру. Но в том случае, когда он достиг уровня жизнеобеспеченности, позволяющего обретать минимально необходимое и достаточное для возобновления во всей полноте существующего в себе и в жизни, дальнейшее развитие жизненной структуры и самого человека становится возможным и поддерживается жизнью и людьми только в том случае, когда, реализуя свои устремления и интересы, он стремится быть полезным не только себе, но и окружающим. Только в этом случае он получает от них поддержку.
Современный человек перенял от предков устремленность быть полезным лично для себя. Но раньше большинство людей жили настолько бедно и тяжело, что во многом не обеспечивали себя даже самым необходимым, при этом затрачивая все свои силы, действовали в состоянии перенапряжения и перевозбуждения. Поддержание в доме тепла было проблемой, а сытость достигалась употреблением самой простой пищи.
Современный человек имеет достаточный минимум для возобновления всего в себе и своей жизни, надо просто работать. Для дальнейшего развития своих возможностей и возможностей своей жизни он должен стремиться быть системно и реально полезным не только себе, но и окружающим. Только в этом случае он получает поддержку и содействие со стороны жизни и людей.
С детства во многом ощутивший недостаточность необходимого, имея соответствующий строй сознания и образ жизни, человек пытается жить сам и своим примером показывать детям, что надо быть полезными лишь для себя. Разговоры в семье ведутся исключительно о проблемах государственного масштаба или о собственных, Что касается окружения, то в лучшем случае он готов сам и учит детей отвечать на конкретные просьбы о помощи.
Именно поэтому множество начинаний, которые могли сделать жизнь интереснее, возможности совершеннее, а обеспеченность необходимым более точной и оптимальной, остаются не реализованными.
Неспособность реализовать всю полноту возникающих в сознании потребностей, устремленностей и интересов инициирует в человеке чувство неполноты своей готовности к жизни, чувство своей ущербности и неполноценности.
Действиями контрольной системы инстинктов чувство неполноценности инициирует в сознании страх перед возможным приближением окончания жизни. Хотя, конечно, современный человек имеет возможность с лихвой обеспечивать живое в себе всем необходимым.
Но идущая с уровня рефлекторных связей убежденность в своей ущербности и неполноте готовности к ведению жизни автоматически, как прописано в программах рефлексов, инициирует действие страха перед возможным приближением окончания жизни. Ощущая его на уровне реального сознания как страх перед будущим, перед возможностью необеспеченности, человек добавляет в бочку меда, который предоставляет развивающаяся в своих возможностях цивилизация, ложку дегтя.
По этой причине большинство людей ощущают неудовлетворенность собой и жизнью, не чувствуют себя счастливыми. Более того, ощущают себя ущербными, неполноценными, а свою жизнь неудавшейся.
Если человек, обретя возможность во всей полноте реализовывать минимально необходимое и достаточное для возобновления существующего в себе и в жизни, продолжает с целью совершенствования своих возможностей и возможностей своей жизни стремиться быть полезным в своих начинаниях только для себя, он вынужден либо замкнуть свою жизнь в одиночестве, не имея постоянных системных взаимодействий и взаимоотношений с окружающими, либо действовать убеждением, доказывать свою правоту относительно необходимости реализовывать намеченное им в жизни.
Затем постоянно быть в готовности отстаивать свои достижения, рождая неугасимое беспокойство и волнение в своем сознании. Это волнение является проекцией рождаемого на уровне подсознания страха за сохранность имеющегося в себе и в жизни от посягательств общества, близких и партнеров по жизни.