Итак, человек обоснованно не думает о будущем, когда он занят тяжелым физическим трудом с целью выживания. Для него будущее заключается в обеспечении насущных потребностей, его творческие способности и интересы ограничиваются поиском наиболее экономичных способов создания запаса.
Таким образом, природа потребительского интереса обоснована действиями инстинкта самосохранения. Человек находится в постоянном поиске всего, что может помешать пополнению запаса. Чем быстрее он реагирует на происходящее в себе и вокруг, тем больше вероятность сохранить энергию. Торопливость и концентрация на всем, что не удовлетворяет, закрепляется и становится основной формой взаимодействия с окружающим.
Современный человек, несмотря на то, что не мерзнет и не голодает, подчиненный установкам инстинкта, привычно реагирует на происходящее в себе и своей жизни. Он концентрируется на отдельной цели и всегда торопится принять решение. В связи с чем, действует привычно, используя стереотип мышления.
Гарантированная обеспеченность возможности продления жизни живого в себе в будущем и не готовность информационных структур разума к инициативной деятельности делает не интересным и невозможным для него думать о будущем. Заложник стереотипного мышления он не видит необходимости в том, чтобы определяться относительно главного, на этой основе относительно необходимого и достаточного в жизни. Ему важно смотреть на окружающих и жить не хуже.
В связи с неспособностью разумно остановить себя в гонке накопления, в том числе энергии и здоровья, определиться в достаточности имеющегося и производимого в жизни, человек ощущает постоянную перегруженность, избыточную занятость, которая в свою очередь не позволяет упреждать действие системы инстинктов в ходе информационной активности. Человек вынужден реагировать на приходящую информацию как на несущую вред неопределенность. Установки инстинкта инициируют в нем стремление как можно быстрей вернуться в состояние покоя, чтобы ни о чем не думать и не тратить энергию.
Он с большим трудом принимает новое, даже более полезное для жизни. Отсутствие привычки к переосознанию своих представлений о прошлом, происходящем и будущем не позволяет видеть полноту последствий содеянного. Другими словами, наблюдать свою жизнь во всей ее полноте. Человек довольствуется потребленным в данный момент и не способен видеть как многими своими действиями или бездействием способствует сокращению своей жизни. Сконцентрированный на одном не осознает происходящего в остальных составляющих жизни. Именно неведение относительно последствий производимого позволяет не беспокоиться о своем месте в будущем, не думать о смысле, о главном для себя в жизни. Следовательно, инициировать свою жизнь интересом.
Сломать стереотип в мышлении, перестать торопиться принимать решение и концентрировать внимание можно только замещением установок системы инстинктов инициативой системы разума. Для чего в первую очередь надо воссоздать конструктивное, полноценное мировоззрение, наладить процесс системного переосознания своих представлений о прошлом, происходящем и его изменениях в будущем. Только это позволит со временем определиться относительно того, что необходимо в жизни, а что можно спокойно отбросить, и более того, отбросить с пользой для себя. Этим снизить уровень занятости и необходимости торопиться.
Чтобы заместить привычный образ мышления и привычную активность, надо быть уверенным в пользе нового. Но поверить в это на слово нельзя, установки инстинктов формировались миллионами лет эволюции, и не изменятся по желанию. Требуется системная инициативная активность, и через год-два можно увидеть ее результаты.
Но не только неведение относительно последствий производимого и происходящего в себе и в жизни позволяет не думать о будущем. В не меньшей степени эта же устремленность инициируется с уровня рефлекторных связей.
Современный человек, не ощущая проблем относительно обеспечения живого в себе, при попытках подумать о будущем с позиции интереса наталкивается на не готовность информационных структур разума воссоздать полноценную, единую картину представлений о конкретности своей будущей жизненной ситуации.
Возникающая многовариантность возможного развития жизни в будущем вызывает в нем страх. Но этот страх связан не с необеспеченностью в будущем, а с тем, что будущее представляется множеством неразрешимых неопределенностей в большинстве направленностей его жизни. Контрольная система инстинктов инициирует страх и ощущение опасности, вреда, как в отношении любой неразрешимой неопределенности. Тем более что пробелов неопределенности при попытках, осознать конкретность будущей жизненной ситуации возникает немало.
В итоге, это и рождает в сознании человека приходящий из подсознания страх перед будущим и ощущение его возможной злонаправленности, даже возможного привнесения вреда в имеющееся в нем и его жизни ходом процессов, ситуаций и обстоятельств будущего. Так, пытаясь из интереса или от скуки подумать о будущем, человек обретает устойчивое ощущение страха, и больше всего ему хочется вообще не думать. Он возвращается к привычным заботам.