Боязно откатных состояний заставляет человека вести разумные преобразования эпизодически или в отдельных ситуациях. Но отдельные разумные преобразования не принесут возможности высвободиться внутренне, снизить уровень внутренней избыточности и тем создать условия для проявления более совершенных возможностей. Без проявления более совершенных возможностей нельзя прийти к новому для себя в объеме уже существующего в себе и своей жизни.
К возрасту зрелости возможность обретения нового за счет накопления сокращается. Практически все новое является вариантом известного и его не хватает для того, чтобы возрождать интерес к продолжению жизни в будущем.
Человек не может получать столько удовольствия от прибавления к тому, что имеет и делает. К поре зрелости его внутренние и жизненные возможности приводят его в устоявшуюся жизненную и внутреннюю ситуацию. В ней все, что есть внутри себя и в жизни уже использовано для создания определенного круга интересов, а дальнейшее его расширение становится невозможным. Поэтому уровень удовольствия от производимого и осознаваемого остается одним и тем же. Все чаще своим мысленным взором человек обращается в прошлое, воспоминания приносят чувство сожаления о том, что предел достигнут.
Круг жизненных интересов к возрасту зрелости приходится поддерживать на пределе своих возможностей, и стремиться не снижать уровень внутренней напряженности. Но уровень внутренней напряженности становится все более нагрузочным для организма и психики.
Дальними путешествиями, занятиями спортом, работой на даче он постепенно разрушает свой организм, и все меньшее число из созданных им для себя интересов становится доступным для реализации. Круг жизненных интересов постепенно смыкается и снижается уровень обретаемой удовлетворенности собой и жизнью. Что постепенно снижает интерес к продолжению жизни в будущем.
Активизировать себя к реализации жизненных действий и еще оставшихся интересов приходится инициированием в сознании страха перед возможным приближением окончания жизни. Для этого стоит всего лишь сравнить себя с другими и под влиянием инстинкта самосохранения вида ощутить потребность быть не хуже, а даже лучше. Далее образовать напряжения собранности и готовности ко всему. Системе инстинктов все равно, собирается животное за пропитанием или человек реализовать свой интерес. В том и другом случае энергию обеспечивает страх перед окончанием жизни от не насыщенности.
Даже неосознанные генерации страха образуют в сознании все увеличивающийся объем негативных восприятий, и в еще большей степени снижают уровень удовлетворенности собой и жизнью, уменьшая интерес к ее продолжению в будущем.
Сами откатные состояния, которые образуются стоит лишь остановиться и расслабиться, сопровождаются неприятными, а то и болевыми ощущениями. Что заставляет восстановить сверхчувствительность и настороженность и состояния ожидания худшего. Человек, который только что страдал от усталости и боли, планирует “новый подвиг”, чтобы доказать себе, что он еще силен.
Боязнь самих откатных состояний возникает лишь в том случае, когда человек не осознает их суть и причины. В этом случае откатные состояния относятся к неопределенности и воспринимаются контрольной системой инстинктов, как, возможно, худшее, вредное и опасное, от чего надо защищаться.
В результате человек начинает бороться с проявлениями происходящих в себе изменений, которые на самом деле направлены на оптимизацию внутренних процессов. Со страхом в состоянии настороженности и сверхчувствительности ожидает последующих движений и рождаемых ими ощущений в готовности противостоять им.
Необходимость постоянно вести внутреннюю борьбу с проявлениями внутренних движений и изменений рождает чувство неполноты своей способности свободно действовать во внешних обстоятельствах. Часть внимания неосознанно удерживается внутри себя, поэтому даже самые безобидные взаимоотношения с партнерами по жизни вызывают ощущение не готовности пребывать в этот момент в естественных состояниях.
Это легко проверить. Люди разговаривают, но не слушают и не слышат друг друга. Каждый спешит высказать свое мнение, выговориться, лишь бы не вникать в доводы собеседника чтобы не отвлекаться от привязки к собственным внутренним проблемам. Они похожи на два находящихся рядом репродуктора, каждый говорит и думает о своем. На вопрос “как дела?” никто не ждет ответа, ведь если узнать об этом, даже на сочувствие придется тратить внутренние ресурсы.
Вынужденный растрачивать часть внимания на противостояние «откатным» состояниям, человек в возрасте зрелости ощущает себя менее управляемым и более слабым, чем окружающие его люди. Под действием установок инстинктов он ожидает от окружающих возможности проявления силы так же, как когда-то сам пытался убеждением достигать преимуществ во взаимоотношениях. Особенно во взаимоотношениях с людьми молодыми чувствует себя менее управляемым и более слабым, подозревая их в намерении нанести ему вред.
Ощущая себя при этом более слабым и менее управляемым, значит, не способным во всей полноте противопоставить их давлению свое давление, начинает бояться окружающих и взаимоотношений с ними, бояться проиграть, потерять свое.
В большей части человек не понимает, почему люди так страшны ему, но становится менее контактным, стремится к уединению. Не стремится быть полезным, тем более системно и реально полезным. Придется встречаться, разговаривать, чтобы искать взаимопонимание, единство видения лучшего, общие интересы и согласие. Несмотря на ощущение слабости, ему проще действовать силой, напором, убеждением, давлением. Все это лишь потому, что он боится общения и длительных бесед, необходимых для реализации своих полезных действий.