В ходе переосознания представлений о жизни и расслаблении напряжений, направленных на подавление беспричинного беспокойства полезно помнить, что неудовлетворенность инициируется в сознании человека в большей мере не тем, что он не получает чего-то от жизни, а тем, что не знает, что ему реально необходимо. Жизнь современного человека кардинально отличается от условий, в которых формировались реакции системы инстинктов. По этой причине в условиях достатка и разнообразия выбора человек вынужден проявлять беспокойство, инициировать страх необеспеченности в будущем.
Что бы он ни делал, что бы ни обретал, контрольная система оценивает неопределенность относительно удовлетворенности полноты его потребностей и интересов. Что воспринимается человеком на уровне реального сознания как неполнота удовлетворенности жизнью, а проще, неудовлетворенность жизнью.
Кроме того, неудовлетворенность собой инициируется неопределенностью относительно того, какой объем действий придется реализовать в будущем для достижения полноты необходимого, каковы будут эти действия и условия их совершения. Человеку хочется знать, какие возможности понадобятся для того, чтобы оптимально во всей полноте реализовать нужные действия. Но опять-таки под влиянием установок инстинктов он осознает необходимость только силовых возможностей.
В меру неопределенности относительно характера активности в будущем в сознании зарождается неопределенность относительно возможности реализовывать жизненные действия в будущем. Жизненный опыт показывает, что к старости люди становятся слабее, и человек боится старости и немощности. В итоге это и образует в сознании неудовлетворенность собой, существующим и происходящим в себе, формируя ощущение недостаточной силы, недостаточных возможностей, то есть собственной слабости.
Как мы выяснили выше, беспричинное беспокойство создает постоянное ощущение слабости. В связи с тем, что слабость ощутима практически постоянно, представляется, что это свойство несовершенной наследственности, то есть ущербности.
Необходимо учитывать, что человек вступает на путь разумных преобразований, не имея определенности относительно конкретности будущей жизненной ситуации. Все предыдущие годы его мысли о будущем были больше похожи на фантазии, слабо учитывающие собственные возможности, а тем более направленности своих индивидуальных возможностей и на основании этого необходимых условий деятельности и взаимосвязей. Он на всякий случай делал запасы и в этом видел свое будущее.
Фактически человек никогда не ощущал удовлетворенность жизнью, а измерял степень удовлетворенности жизнью снижением уровня не удовлетворенности ею. Причем, он привык это делать незаметно для себя, считая отсутствие неприятностей хорошим признаком, и возможностью радоваться жизни, когда в ней нет горестей.
Он привык, что сама радость, как переполнение активностью, образуется в связи с тем, что в течение длительного времени на жизненном пути не встречает неприятностей. Ему не приходится тратить энергию, предназначенную и привычно поддерживаемую в готовности бороться с внутренними и жизненными невзгодами. Активность остается предназначенной и привычно поддерживаемой в готовности противопоставить ее внутренним неравновесностям, и человек доволен.
На самом деле удовольствие от жизни, удовлетворенность ею – это не просто отсутствие неудовлетворенности.
Если человек долгое время не имеет в жизни и внутри себя неприятностей, горестей, необходимости перенапрягаться и перевозбуждаться, его жизнь протекает ровно, он обеспечен не хуже других, а может быть и лучше, то через некоторое время, максимум через год, его одолеет смертная тоска.
А всего лишь потому, что постепенно он истратит избыток, который поддерживает для противления невзгодам. А животная управляющая система вновь его не образует, в связи с длительным отсутствием неприятностей.
Кроме того в сознании человека не возникает состояния радости, которое является излиянием избытка, предназначенного для борьбы с горестями. Подобным же образом формируется состояние восхищения, веселья и даже чувство бодрости. Все эти состояния через год уже не инициируются в теле и сознании человека. Все по той же причине, животная управляющая система снижает уровень вырабатываемой энергии, объем которой необходим на противление неприятностям.
Человек в своем внутреннем мире оказывается в ситуации жуткого уныния, тоски, именно потому, что не получает удовлетворения от жизни, несмотря на то, что одновременно с этим не получает ощущения неудовлетворенности жизнью.
Таким образом, неудовлетворенность жизнью, вернее отсутствие удовлетворенности жизнью не создает в сознании человека состояние удовлетворенности жизнью. Имеющие в своей основе избыток энергии обе эмоции “зависают”.