Созданные на свой вкус они заставляют в дальнейшем все наблюдаемое приводить в соответствие своему вкусу, тому, что нравится, и тому, что не нравится, значит, не имеет право на существование. Раз что-то, по мнению человека не имеет право на существование, его надо уничтожить. По крайней мере, осудить, обругать, высказать свою не удовлетворенность. А это инициирует потребность бороться, отстаивая свои взгляды, свою правоту, понимание справедливости и т. д.
При этом человек, который не имеет конструктивного мировоззрения, не видящий причинно следственных связей между событиями, никогда не сможет объяснить причины, по которым отнес ту или иную ситуацию к одной или другой группе. Уверенный в своей правоте он и сам не понимает этого, но выходить за пределы пространства своей мысли не может, так как находящаяся там неопределенность несет ожидание вреда и ущерба. Для него изменение взглядов на жизнь, возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны, равноценна вреду и ущербу для себя. Он обижается, если его мнение не поддерживается, и еще сильней уверяется в собственной правоте.
Никакой функциональной связи составляющие выбранных человеком групп не имеют. Кроме собственного вкуса или вкуса того, кто является для него авторитетом, они опираются на общепринятые нормы и догмы. Поэтому, пытаясь оценивать то или иное событие или ситуацию, человек не может в этом аналитическом процессе свести концы с концами в своем наблюдении за жизнью.
Например, не может оценить способность ребенка, не похожего его на тех детей, с которыми встречался ранее. В итоге все силы прикладывает к тому, чтобы сделать его похожим. Если сделать это сходу не удается, ощущает нарастание чувства неудовлетворенности, переходящего в раздражение относительно ребенком, его окружения. Мысль о том, чтобы найти и выделить позитивные качества, и инициировать их, не приходит в голову. Так происходит не только с детьми, а с людьми любого возраста.
Чаще всего человек достаточно долго отбрасывает в животном, в ребенке, в партнере или в жизненной ситуации то, что ему не нравится, чтобы в каждом конкретном случае добраться до сути. При этом ему приходится собирать в единый узел действующие в интересующей его ситуации закономерности. Закономерности действуют в одном направлении, но человек упорно действует в том направлении, которое выбрал заранее. Зачастую он производит это насильно, как бы подтасовывая факты, ощущения и восприятия, рожденные этими жизненными взаимодействиями. На это уходит достаточно много времени.
В итоге человек постоянно не успевает за происходящим внутри себя и в жизни. Его мысль все время оказывается оттягиваемой не рассмотренными, не распознанными неопределенностями, поэтому несколько отстающей от текущего момента. Лучшим для себя он видит возможность догнать реальный момент времени, и это становится для него самоцелью. Только после того как удастся преодолеть отрыв и сравняться с реальностью, он готов думать о будущем. А пока загружает себя множеством придуманных не решенных проблем и проблемок. Главное, чтобы оставаться в круге привычного и не пускать мысль в направлении будущего.
На самом деле пребывать мыслью в текущем моменте – это тоже не лучшее. В этом случае человек вынужден продолжать вести свою жизнь и следовать тем привычкам, которые когда-то обрел. В связи с чем, не имеет возможности изменять к лучшему существующее в себе и в своей жизни. Дело в том, что любая потребность изменить к лучшему текущую ситуацию, то, что происходит в данный момент, инициирует действие системы инстинктов, которая воспринимает это как недостающее для продолжения жизни.
Если обнаружилось отсутствие чего-либо, инстинкт воспринимает это, как отсутствие еды или тепла, ведь это создает угрозу здоровью и жизни в среде дикой природы. Обнаруженное отсутствие непромокаемых сапог в непогоду или заставляет человека торопиться купить их как можно быстрей. То же самое касается любой проблемы. Например, желание облегчить жизнь кому-то из окружающих вызывает потребность спешить, сделать это как можно скорей. Так действует инстинкт.
Чем более совершенно мировоззрение человека, чем полнее и точнее он использует его, тем в большей степени находит подобие в происходящем и существующем. Понимание общих закономерностей строения мира, жизни и самого человека, осознание причинно следственных связей между событиями помогает группировать ситуации и людей не на свой вкус, а по подобию последствий происходящего в них.
Человеку достаточно переосознания своих представлений о прошлом, происходящем и будущем, чтобы разбивать наблюдаемое и воспринимаемое на группы подобия. В этом случае его мысль становится свободной. Ему не требуется разбираться с оставшимися не рассмотренными неопределенностями, притягивающими внимание и саму мысль, являющимися якорями, скребущими по дну жизни. В каждом цикле переосознания он уточняет направленность дальнейших наблюдений и все глубже осознает свои проблемы, разрешая неопределенности.