Итак, человек вынужден у самого себя требовать право на покой и отдых, на реализацию сторонних интересов лишь по той причине, что теряет ощущение реально лучшего для себя. А вместе с этим теряет ощущение возможности вести к лучшему происходящее в себе и в жизни.
Представления о лучшем с позиции разумных преобразований настолько непривычны и настолько противостоят физиологии, что инстинкт стремится вернуть человека в русло режима “экономии энергии и сдерживания активности”. Разница в условиях современной жизни и в тех, в которых инстинкт формировался, огромна. Человек боролся за выживание, но наступило время, когда общество предоставляет ему все необходимое для продолжения жизни. Перед ним открывается возможность продления жизни, которая реализуется не путем затраты физических сил, а путем использования возможностей разума.
Меняется механизм реализации фактически одной и той же задачи “продолжения жизни”. Обеспеченный едой и теплом человек может не тратить силы на создание запасов и экономное их расходование. Наоборот, для проявления индивидуальных возможностей требуется постоянное возобновление, в результате которого обретение всегда перекрывает затраты. В ходе возобновления тратится то, что легче всего дается, а обретается то, чего реально не хватает для продления жизни.
В связи с изменением способа реализации задачи “продолжения жизни”, меняется отношение человека к будущему. Наполняющая и образующая структуру сознания устремленность к лучшему, инициируемая системой инстинктов как способ продления жизни, рождает в сознании страх перед возможным приближением окончания жизни. Открывающаяся мысленному взору перспектива будущего пугает систему инстинктов и инициирует мысли о смерти, о бренности человеческой жизни, о судьбе, о роковой случайности, болезнях и заставляет создавать запасы.
В том случае когда человек не ведет осознанный процесс изменения к лучшему в себе и в жизни, этот страх обязательно присутствует в сознании. Он сам пугает себя тем, что может не хватить сил на преодоление трудностей в будущем. Чтобы не повышать уровень страха перед возможным приближением окончания жизни, человек любыми способами инициирует право на отдых и сторонние интересы. Неопределенность перед будущим заставляет копить силы, энергию, познания, материальные ценности, в этом человек видит и понимает лучшее для себя.
В его представлениях о будущем не существует осознанной, конструктивной перспективы намерений по изменению к лучшему в себе и в жизни. Поэтому приходится буквально «выторговывать» у себя право на отдых и реализацию сторонних интересов. Для этого он привыкает использовать заложенную в системе рефлексов программу усталости, дающую не только право на отдых, но и необходимость в нем. Животное должно обрести свою наилучшую форму, и тем быть полезно на охоте. Поэтому любое ощущение усталости, болезненности, перевозбуждения инициирует в сознании рефлекторную установку права и необходимости на покой и отдых. Выражается все это в форме беспричинного беспокойства, внутреннего зуда.
Таким образом, специально удерживая себя в ожидании беспричинного беспокойства в готовности собранностью оказывать ему противление, человек утомляет и возбуждает себя. Тем самым инициирует в сознании интуитивную установку, требующую от него перехода в состояние покоя и отдыха.
Получается, что современному человеку, который не бегает по лесу в поисках добычи, не надо реально уставать. Ему достаточно воссоздать мысль о неопределенности необходимого и достаточного для продолжения жизни, чтобы привести в действие цепочку последовательных реакций инстинктов и оказаться в состоянии крайней усталости. Другими словами, не зная, чем себя занять, ощущая неудовлетворенность производимым и жизнью в целом, даже сильный и практически здоровый человек чувствует усталость и стремится в покой, к занятиям сторонними интересами.
Иное дело, когда он организовал свою информационную и жизненную структуры, занимается совершенствованием своих индивидуальных возможностей, применяя их в полезных действиях по созданию взаимозависимых отношений. В этом случае он отчетливо понимает, что его жизнь зависит не от запасов, а от окружающих людей, поэтому все свободное внимание направляет на поиск изменений к лучшему в их жизни, а значит и в своей.
Он успевает в своих естественных состояниях реализовывать всю полноту необходимых действий. Кроме этого имеет свободное время, может, не утомляя себя специально, обрести право на покой, отдых и сторонние интересы. Для этого использует разумную оценку достаточности производимого в жизни, то есть способность с достаточной частотой возобновлять новизну в мировоззрении и представлениях о жизни.
Этот критерий достаточности является достоверным и оптимальным. Человек не может думать о других, если у него вскочил прыщ и чешется. Сначала он обработает болячку, уделив ей достаточное время, затем перейдет в позицию наблюдателя и созерцателя. Все остальные дела и сторонние интересы тоже не останутся без внимания. Но понимание, что значимо влияет на продление жизни заставит уделить им только определенное время и не больше.
Представление о достаточности производимого для изменения к лучшему в себе и в жизни позволяет не использовать показатели, предусмотренные системой инстинктов.