Сомнения в своей возможности обретать стабильное состояние путем разумного регулирования происходящего во внутреннем мире и в жизненной ситуации заставляют человека прекратить разумные преобразования. В результате их ведения, особенно на начальном этапе, возникают динамичные ситуации, рождающие дополнительные неравновесности в сознании. Он не хочет осознанно ухудшать свое внутреннее состояние.
На самом деле временное ухудшение служит возможностью превратить внутренний хаос во внутренний порядок. Поэтому важно иметь определенный объем знаний о строении и взаимозависимости происходящего внутри с тем, как видит человек жизнь и как ее организует. А дальше все решает опыт применения этих знаний для достижения все более оптимальных внутренних состояний. Человек учится разбираться с причинами неравновесностей, а не противопоставлять им рефлекторные программы.
Рассмотрим еще одну из причин, инициирующих неравновесность в сознании. Обретать более естественные и менее избыточные состояния мешает устремленность, поддерживать «свое лицо» для себя и для окружающих, то есть поддерживать внешние параметры свой личности.
Эта потребность инициируется установками инстинктов с целью создания в сознании окружающих соплеменников ощущения собственного превосходства. Инстинкт самосохранения вида требует быть не хуже, а даже лучше других, выделяться, удерживать дистанцию в отношениях с соплеменниками. Размером дистанции животное показывает свой ранжир, то есть место у общей туши.
На уровне реального сознания люди не воспринимают эту установку инстинктов в ее прямом значении. Человеку уверен, что поддерживает представление о своей личности для того, чтобы быть принятым в коллективе, не чувствовать себя чужеродным, ощущать внимание к себе, быть ближе с окружающими. Он берет на себя определенную роль, надевает «маску»и живет в ней пока не надоест.
На самом деле, инстинкт инициирует эту потребность как раз наоборот для того, чтобы можно было выделиться, отделить свое и себя от всех остальных при дележе общих благ. В современной жизни человек стремится поддерживать лицо, обозначая свою близость к сильным мира сего, к элите. Хотя истинная идеология потребности проявлять свойства личности заключается в обозначении своего места ближе к «общей туше».
Постоянное поддержание определенного выражения лица, глаз, позы тела требует в каждый момент времени определенных затрат энергии. Пока в человеке проявлена потребность в демонстрации свойств личности, он значительно ограничивает возможность достижения более естественных и менее избыточных внутренних состояний. Значительная часть внимания уходит на поддержание лица и его не хватает на создание представлений о будущем.
На каком-то этапе эта привычка становится тем барьером, который не позволит человеку быть полезным себе, а тем более окружающим. Дальнейшие преобразования становятся все более формальными и в конце концов теряют смысл. Являются пустой тратой энергии, средств, внимания и времени.
Как мы знаем, запретить себе что-либо, в том числе проявлять свойства личности человек не может. Он действиями системы инстинктов задавит в себе стремление быть личностью и будет неким безликим существом, проповедующим идеалы «винтика» в общем механизме, идеалы долга, морали, справедливости, правоты, не имея и не проявляя ничего своего.
Разумный способ ведения жизни предлагает человеку менее затратный и полезный для себя и других способ выражения своих личностных качеств. Это происходит путем постепенного расслабления рефлекторных напряжений и генераций и проявления индивидуальных возможностей.
Именно через возможность проявить себя, как индивидуальность, то есть проявить индивидуальные возможности в полезных действиях для окружающих, быть потребным и интересным им, человек обретает способность, завязывая отношения на основе взаимной пользы, взаимного интереса, взаимопонимания, единства видения лучшего, образовывать единое пространство во взаимоотношениях с окружающими с помощью единения.
В этом случае устремленность, к обретению жизненного пространства между людьми заключается не в отвоевывании своего места в коллективе, раздвигая окружающих демонстрацией своего превосходства, удерживая их на дистанции от себя, а в том, что во взаимоотношениях с ними образуется нечто общее и полезное.
Чем глубже взаимопонимание и согласие с окружающими, тем шире жизненное пространство среди них, вернее, во взаимодействии с ними. Причем, это жизненное пространство не приходится удерживать и тратить на это дополнительную энергию. Оно образуется проявлением человеком своих индивидуальных возможностей взамен проявления волевых и силовых качеств.
Ведь, по сути дела, человек стремится выделяться и выказывать свое превосходство хоть в чем-то, лишь в связи с тем, что ощущает себя ущербными, не способными быть полезными, интересными и востребованным. Именно в этом и состоит основа восприятия собственной ущербности, никчемности, ничтожности, в итоге, слабости.
Возможность не поддерживать в себе устремленность проявлять личностные качества, выделяться, превосходить окружающих состоит в том, чтобы стремиться к проявлению и совершенствованию своих индивидуальных возможностей, ориентируя их таким образом, чтобы они были полезны и интересны окружающим. Не демонстрировать, а применять в полезных действиях.