Итак, важно не качество индивидуальных возможностей, которые направляются человеком в полезные действия для окружающих. Индивидуальные возможности нельзя накопить, изучить и дождаться высокого уровня их развития, чтобы применить. Возможности разума, как возможности жонглера или фокусника, развиваются только в ходе их применения. Важно, что одна лишь устремленность быть системно и реально полезным заставляет не видеть в окружающих конкурентов на продолжение жизни.
В современном мире животная смысловая идея “сохранения существующего неизменным” теряет свой смысл. Мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются продукты потребления. Гораздо важнее учиться вести жизнь все более экономично и при этом использовать все то, что предоставляет общество. Экономично, не означает, что отказывать себе во всем и экономить. Экономично, значит, принимать, находить согласие с происходящим.
Какой смысл в том, чтобы находить согласие? Смысл в том, чтобы использовать новое для развития и совершенствования индивидуальных возможностей, а не тратить силы, время и внимание на сожаление о том, что все идет не так, как хотелось бы, и на противление тому, что разрушает прежние привычки и установленные порядки.
И все-таки человеку жалко тратить себя на согласие. Дело в том, что неудовлетворенность заставляет сравнивать себя с окружающими, а само сравнение действиями инстинктов инициирует чувство не удовлетворенности. Система инстинктов загоняет его в замкнутый круг.
Мы уже говорили о том, что чем выше уровень несогласия, тем сильней неприятие, тем меньше надежда на возможность создать что-либо более совершенное и полезное для себя. Возникает ощущение бесперспективности, собственной ничтожности и никчемности. При этом инстинкт самосохранения вида заставляет человека сравнивать себя с другими, чтобы быть не хуже, иначе вид погибнет. Человек вынужденно отмечает успехи других и свои недостатки. Что образует в сознании устойчивое чувство обиды на жизнь и на окружающих людей за свою обделенность в возможностях по сравнению с ними, как в жизни, так и в личных возможностях.
При этом неосознанно, под действием установок инстинктов, человек входит в состояние сдерживания расхода внутренней энергии и деятельной активности. Он подтягивает живот и одновременно отстраняется назад и чуть влево. В меру ощущения своей ущербности он создает дистанцию от окружающих, поддаваясь животному рефлексу, не разрешающему подходить близко к сильному, а лишь слегка поскуливая левой голосовой щелью, привлекать к себе внимания, чтобы с ним поделились, как с более слабым.
Заставить себя, не сравнивать собственные возможности с возможностями других людей, человек не в силах. И успешный, и не успешный человек поступают одинаково, потому что всегда находится тот, кто еще успешнее. Инстинкт самосохранения вида живет пока живет человек.
Для подавления восприятия ущербности человек успешный, подчиняясь животному началу, усиливает рефлекторные напряжения демонстрации своего превосходства. Они описаны выше. Когда напряжения достигают предельного уровня и человек устает, он теряет восприимчивость генераций страха, не боится оказаться слабее других и своей неготовности к будущему.
Поддерживая предельные напряжения демонстрации своего превосходства, утомляя себя, человек не чувствует страха своей слабости по сравнению с другими и страха неготовности к жизни в будущем. Это не означает, что генерации страха не инициируются, просто их погашает обманчивое чувство собственного совершенства.
Стоит расслабиться, как возникают «откатные состояния» состояния, а в них ожидание услышать скуление, издаваемое левой голосовой щелью, как признание своей слабости перед окружающими. Кроме того, наступает ожидание остывания, ослабления, появления голодной слюны, голодных болей в желудке. Генерации подавленных страхов проявляются с невиданной силой.
На уровне реального сознания человек воспринимает эти физиологические сигналы как реальные факторы, стремится копить, обретать и потреблять как можно больше. В его сознании возникает обманчивое ощущение того, что запасы помогут не тратить энергию в будущем. Можно будет “не собирать хворост, а поддерживать огонь с помощью запасов”. В итоге он сильней сжимается, усиливает режим “экономии энергии и сдерживания активности”, и чувство собственного совершенства, чтобы подавить страхи.
Чтобы разорвать замкнутый круг установок системы инстинктов, необходимо не бороться с ней, а передать управляющее действие системе разума. Опережая стремление животной управляющей системы, оценивать свою готовность к жизни. Систематически переосознавая свою возможность вести самодостаточный, развивающийся процесс жизни, поддерживать готовность совершенствовать свои индивидуальные способности, ориентировать их в сторону потребности в них окружающих.
Самое главное, это проецировать изменения к лучшему в каждой направленности. Отмечать разные пути развития ситуации и по каждому из них находить лучшее для себя. Затем подтверждать чувством удовлетворенности результаты. Если результат положительный, это хорошо. Если результат отрицательный, это тоже хорошо, потому что, разница покажет, что не было учтено, а это хороший опыт для познания.
Процесс переосознания происходящего и необходимого для продолжения жизни, ведомый осознанно, разумом, всегда и по всем жизненным направлениям, в отношении всех реализуемых жизненных функций, целей и задач, должен опережать подобный процесс, ведомый на уровне подсознания системой инстинктов. Вот тогда не будет включаться режим экономии, а вместе с ним потребность в сравнении.