Итак, человек останавливается и спрашивает себя “зачем я об этом думаю?” и “зачем я это делаю?” только в одном случае, когда не торопится с принятием решения по вопросам взаимодействия с окружающими. Он видит главным для себя создание условий для жизни в будущем, поэтому в первую очередь заботится о возможности продолжения диалога в будущем со всеми, кто его окружает.
Другими словами, когда его внимание направлено за пределы временного интервала, который контролирует система инстинктов, то есть дальше трех месяцев. Для него важнее искать взаимопонимание и согласие по жизненным связям, а не возможность переубедить всех сегодня и подчинить своим взглядам.
Как только внимание перестает использоваться для обустройства будущего, оно попадает во временной интервал, контролируемый системой инстинктов. Память о предыдущих неудачах и слабости заставляет человека создавать избыточность еще до того как он собирается обдумывать свои намерения. Система инстинктов реагирует мгновенно и заставляет образовать готовность ко всему.
Перевозбужденный и напряженный человек становится не способным выделить достаточно внимания для осознания полноты происходящего в себе и в жизни, не говоря о том, чтобы задавать себе вопросы. В результате ему ничего не остается как выбрать из памяти тот вариант взаимодействия, который подсказывает собственный жизненный опыт или опыт других людей. Из множества одинаково подходящих и не подходящих выбирает один с его точки зрения правильный.
Чтобы сделать выбор приходится действовать на себя силой, убеждать себя в правоте для обоснования принятого решения. Кроме того выбор подкрепляется рефлекторными возможностями, когда средней частью левой стороны языка пережимается проток левой околоушной слюнной железы, чтобы получить ощущение нейтрального вкуса слюны. Нейтральный вкус свидетельствует о том, что потребность удовлетворена, значит, выбор правильный.
Так удается остановить процесс выбора хода реализации своего намерения, и приступить непосредственно к действию, к самому разговору. При этом, опять же опираясь на память о прошлых неудачах, человек неосознанно инициирует в себе “ожидание возможного не успеха” в реализации намеченного. Не создав представления о пользе текущего взаимодействия, он вынужден ожидать неуспеха. При этом не замечает, что как в любом состоянии ожидания сразу включается режим “экономии расхода внутренней энергии и деятельной активности”.
Животному необходимо сэкономить максимум энергии. Если оно пойдет по неверному пути и останется без добычи, то почувствует усталость от преодоления сдерживающего свободное распространение активности внутреннего действия. Немного отдохнув и расслабив режим экономии, может снова двинуться в путь.
Человек ожиданием возможного неуспеха вводит себя во все более избыточное внутренне состояние, накапливая энергию и повышая агрессивность внутренней среды организма. Во взаимодействии с окружающим миром и людьми ему в большей степени требуется не физическая сила, а возможности разума, чтобы находить взаимопонимание. Но агрессивная составляющая обжигает рецепторы тела, возбуждает нервную систему и психику. Инициируемое системой разума желание остановиться и подумать не может преодолеть избыточное внутреннее возбуждение. Оно подогревает нетерпение, заставляет торопиться, действовать напором.
Необходимо напомнить, что напряжения собранности и готовности ко всему накладываются на режим “экономии внутренней энергии и деятельной активности”, образованный сомнениями относительно правильности выбора и возможности достичь успеха. Именно поэтому, даже если человек сделал правильный выбор, приводит правильные аргументы, он устает преодолевать внутреннее сдерживание. Усталость инициирует в сознании ощущение неуспеха, и еще больше подкрепляет восприятие собственной слабости и ущербности. В следующий раз, приступая к поиску лучшего в будущем во взаимоотношениях с людьми, он сразу привычно вводит себя в избыточное состояние.
Таким образом, не понимая реальных причин, по которым приходится принимать неверные решения, терпеть жизненные неудачи, не находить взаимопонимания, человек вынужден неосознанно поддерживать восприятие собственной ущербности, убежденности в несовершенстве своих способностей. Никаких предпосылок для этого нет, но система инстинктов действует по наработанной схеме, на всякий случай готовит его к возможному поражению, неуспеху в будущем. Для этого воссоздает генерации страха перед возможной неудачей и вместе с ним избыток энергии, чтобы человек почувствовал себя готовым к борьбе.
Приведенный анализ показывает, что избыток энергии не только не помогает наладить взаимоотношения, выслушать собеседника, обдумать его доводы, но и понять смысл самого намерения. Человек хочет выстроить отношения с окружающими, а на самом деле “строит” их. Переполненный избытком он создает в себе чувство уверенности в правильности своих взглядов. Хотя на самом деле достигает этого путем подавления сомнений, страха, ожидания неуспеха, режима “экономии энергии и сдерживания активности”, восприятия неполноценности и ущербности. Можно сказать создает уверенность путем подавления неуверенности в себе.
В таком состоянии некогда сверять свои идеи с полнотой жизненного процесса и происходящего внутри себя. Избыток требует быстрее начать действовать, а не раздумывать о том, делать ли это вообще или нет.
Активно проявляющееся восприятие собственной ущербности и слабости, оправдывает поддержание избытка, особенно если человек пытается произвести изменения к лучшему. Опыт прошлых неудач инициирует неосознанную потребность, пугать себя возможностью не успеха. Повышение уровня внутренней избыточности, напряженности и возбуждения в еще большей степени сокращает возможность осознавать смысл производимых изменений и возможность их реализации, готовить необходимые условия, согласовывать намеченное с партнерами, находить единство видения, взаимопонимания и общие интересы.