Итак, возникающее в «откатных состояниях» ощущение неуправляемости и жалости к себе совмещается в сознании человека с восприятием ущербности и не удовлетворенности. Одновременно с этими негативными состояниями образуется чувство сужения жизненной перспективы, которое инициируется глубоко спрятанным ожиданием возможности приближения окончания жизни. Можно сказать, что возникают сразу все состояния, которые человек прятал от себя.
Первым желанием является стремление резко увеличить объем производимого и обретаемого, чтобы погасить ощущение бесперспективности. Но бесконечные попытки компенсировать внутреннее беспокойство увеличением количества производимых действий или усилением потребления успокаивают ненадолго. Для реального упреждения внутренних генераций полезно переосознать свои представления о жизни и о лучшем для себя в будущем.
В том случае когда человек не стремится формировать конструктивное и полноценное мировоззрение, чтобы понимать общие закономерности развития мира, жизни и самого человека, он не способен видеть причинно следственные связи и оценивать, что и для чего существует в окружающем мире, в жизни и в себе самом. Человек все определяет на свой вкус и не понимает реальной значимости составных частей своего внутреннего и жизненного процессов, реализуемых ими функций и зависимостей между ними и всем остальным. Он не оценивает предназначения составляющих своей жизни, не способен определять пропорции всего, что образует его внутренний и внешний жизненный процессы.
Другими словами, не умеет и не хочет определять качество своих потребностей и регулировать их. Его устраивает возможность опираться на чувство собственного совершенства, которое подсказывает, что и как делать.
Независимо от своего внутреннего состояния и обеспеченности человек ставит свою жизнь на грань выживания, подчиняется управляющему действию системы инстинктов и доверяет только собственному вкусу. Все внимание направляет на перемещение составляющих жизненного процесса, управляя родственниками, близкими, коллегами, а мысли о состоянии живого в себе уводит на задний план.
Несмотря на затраты внимания, человек постоянно ощущает нехватку чего–либо, не потому что не способен его обрести или создать, а потому что не способен определиться относительно того, как составные части его жизни влияют друг на друга, что и сколько ему необходимо делать. В результате всегда ощущает не удовлетворенность, недостаток чего–либо, включая не только материальные позиции, но и здоровье, внимание к себе.
В этом нет ничего удивительного. Не способный определиться в том, что и в каком количестве ему необходимо, то есть не имея возможности разумом решить эту задачу, человек неосознанно обращается к возможностям животной управляющей системы. Но она не может повлиять на качество производимого и обретаемого. В среде дикой природы, где действует принцип «на всех всего не хватит», животное никогда не имеет полноты необходимого, а только стремится к этому, ест все, что можно съесть, и делает все, что может сделать. Животное крайне редко бывает сытым, поэтому количественные показатели во всех направлениях потребностей и интересов позволяют его только приблизиться к минимальной норме необходимого для продолжения жизни.
Тяжелые условия жизни не позволили заложить в функции животной управляющей системы возможность регулировать качество, все жизненные вопросы животное решает устремленностью достигать необходимого количеством.
В среде межчеловеческих взаимоотношений особенно в современном мире человек количественно обеспечен всем необходимым для жизни во всей полноте. Дальнейшее улучшение существующего и происходящего в себе и своей жизни решается только оптимизацией пропорций в обретаемом и производимом, то есть за счет качества. Но качество не узнать и не понять чувством долга, силой, торопливостью, старательностью.
Для этого нужно понимать как устроен человек, его жизнь, окружающий мир, в каких взаимных зависимостях находится все в этих сферах, в том числе своя собственная жизнь. Важно понимать, как забота о своей жизни отражается на жизни окружающих людей, делает их более свободными или нет.
Перепоручая вопрос качества своих потребностей и интересов системе инстинктов, человек получает единственно доступное решение, борьба с неудовлетворенностью путем увеличением количества обретаемого. В дальнейшем продолжает стремиться к большему, чтобы снизить уровень не удовлетворенности. Но диспропорция от обретения большего лишь увеличивается. Руководствуясь вкусом, человек обретает больше того, что ему нравится и скорее всего есть в достатке, а меньше обретает того, что реально необходимо,но ему не нравится.
В тех же пропорциях он увеличивает количество своих действий, количество обретаемого. Более того, обретенное в прошлом в большем чем необходимо количестве, в будущем заставляет обретать еще больше, ведь на то, что не нравится, тратится еще меньше внутренних ресурсов.
Таким образом, развивая устремленность к большему, человек увеличивает уровень существующей диспропорции, то есть увеличивает неудовлетворенность происходящим в себе и в жизни. С годами неудовлетворенность накапливается и выражается в постоянное раздражение, ворчливость, зависть, неприятие. А все лишь потому что ни жизненный опыт, ни собственное совершенство, ни свой вкус так и не помогают определиться в том, что представляет собственный жизненный процесс и реальные потребности разума.