Итак, именно спрятанные глубоко в подсознание мысли о неминуемом окончании жизни делают человека внутренне несвободным, не способным быть открытым происходящему вовне и новому, образующемуся в окружающем мире и в жизни.
Даже если новое не несет информации о худшем, о беде, опасности, оно отвлекает от контроля возможности проявления в сознании уже известных неразрешимых и пугающих мыслей. Поэтому мысли о будущем, о жизни, о новом в ней, которые требуют внимания, рождают страх. Это вторичный страх, возникающий в связи с тем, что человек боится проследить проявление спрятанных в глубине своего подсознания мыслей о неминуемости смерти. Страх смерти приводит человека в отчаяние, рождает чувство бессилия и одиночества. Вот почему новое, даже приносящее лучшее, ожидается со страхом в состоянии настороженности и сверхчувствительности.
Только своими осознанными действиями человек способен упреждать генерации страха и делать себя свободным внутри. В том случае когда он подчиняется лености мысли и не хочет инициировать свою активность интересом, он становится закрытым не только внутри, но и в отношении информации о происходящем вовне, в своих взаимоотношениях и взаимодействиях. Ему приходится привычно поддерживать напряжения собранности, обдумывать любую мысль и выполнять любое действие в избыточно возбужденном и напряженном состоянии, инициируемом ожиданием проявлений докучливых мыслей. В настороженности и сверхчувствительности готовиться противостоять им, и тратить на это часть внимания.
Оставшегося внимания хватает только на рассмотрение отдельной мысли или реализации отдельного действия, не связывая их с представлениями о полноте происходящего в себе и в жизни. Каждое текущее действие реализуется в концентрации, и человек не успевает осознавать оптимальность производимого, оценивать его промежуточные результаты, относительно качества их влияния на происходящее в себе и на полноту происходящего в жизни. Упорство и воля считается проявлением характера, а на самом деле это проявление неспособности соединять воедино свой жизненный процесс, оценивать все его составляющие, из–за необходимости подавлять генерации страха.
Приходится быть упорным, упрямым, выбрав определенную направленность действий, далее слепо придерживаться ее, дожидаясь либо удачи, либо крушения своих надежд. Нацеленность упорно придерживаться намеченной последовательности действий приучает к тому, что все происходящее воспринимается случайным, то ли получится, то ли нет. Человек ориентируется на свою интуицию, везение, счастливый случай. При этом ощущает удовольствие от способности использовать силу, но не от производимого и созданного в себе и в жизни. На уровне рефлекторных связей это заставляет поддерживать неприятие к любому занятию, следовательно желание быстрее его завершить. Человек всегда спешит, ему некогда чувствовать вкус к процессу реализации жизненных действий, вникать в суть того, что он создает ими в себе и своей жизни.
Отсутствие удовольствия не воссоздает в сознании состояния интереса к продолжению, не инициирует интерес к изменениям внутри себя. Человек не надеется найти в себе что–то, кроме привычного, поэтому не видит смысла в изменениях существующего и происходящего во внутреннем мире, в совершенствовании внутреннего процесса.
В том случае когда человек инициирует свою активность интересом, для этого ориентируется на главное для себя на продление собственной жизни за счет развития индивидуальных возможностей разума, для него отдельные мысли и отдельные действия перестают быть конечными целями. Они служат главной цели – продлению жизни. Он определяет величину необходимого и достаточного для ведения жизни путем познания, и множество действий, которые отвечают реализации главного. По каждому из путей создает представление о лучшем. Если получится так – лучшим будет это, если поучится по–другому – лучшим будет другое. Именно такое отношение к своей активности делает человека свободным внутри и в своих действиях.
Далее контролирует ход и последствия своих действий и на себя, и на полноту своей жизни. В процессе переосознания замечает, что план не соответствует реальному ходу развития ситуации, и находит, чего не хватает, какие связи и зависимости не учтены.
Ему ничего не стоит изменить свои представления о ходе реализуемого действия, ведь он заранее предусмотрел, что своими действиями ведет изменения к лучшему, то есть содействует продлению своей жизни. Это касается любой жизненной направленности. Способный менять свои представления, координировать свои действия человек всегда реализует свои намерения, достигает необходимого ему в жизни.
Систематическое переосознание своих представлений о жизни и о лучшем для себя в будущем позволяет мысленно подниматься над планом жизни и оценивать полноту последствий производимого, произведенного в ходе реализации и по ее завершении. В связи с чем, человек обретает ощущение «вкуса» самого процесса реализации и его итогов, по тому воздействию, которое произведенное и производимое оказывает на происходящее внутри него и в его жизненной ситуации. Он созидает свою жизнь.
Ориентируясь по изменению этого вкуса, то есть качества происходящего в себе и в жизни, достигая его улучшения, человек инициирует интерес к производимому и продолжению действий.