Итак, незаметно для себя мысль человека, а затем и он сам следует за рефлекторными напряжениями языка в ротовой полости, постоянно пребывая в ожидании обстоятельств то внутри себя, то во внешней сфере жизни, то в данный момент, то в самом ближайшем, то в отдаленном будущем. Успокоив себя с помощью тех же рефлексов относительно ближайшего будущего, человек незаметно для себя переходит к текущим делам. Старается подогнать их, да еще и сделать задел, заранее постирать, убрать квартиру, наготовить всякой еды.
Если это сделано, он предается воспоминаниям о том, что хотел сделать когда–то, но так и не успел, либо начал, но не доделал, не дошли руки. На уровне рефлекторных связей это соответствует фазе “ожидания возможности появления крошек выше и левее хрящика у голосовых связок“. Никаких крошек нет и не может быть, но системе инстинктов требуется, чтобы внимание человека не отрывалось от внутренних проблем, которые она постоянно инициирует путем имитации физиологических позиций то в одной, то в другой части ротовой полости. В этом состоянии человек остается до тех пор, пока его не побеспокоят текущие дела. Например, кто–то позвонил и возникли срочные дела или пришло время сериала.
Рассмотренный круг суеты повторяется, начиная с какой–нибудь из рассмотренных фаз, а будущее так и остается без внимания. Оно вновь приносит непредвиденные обстоятельства, не удовлетворительные условия, человек спешит исправить то, что не учел в прошлом. По прошествии определенного жизненного цикла вспоминает и попытается доделать то, что не удалось в прошлом, хотя оно уже потеряло свою актуальность. При этом снова пропускает многое из того, что требуется для обустройства условий в будущем, все время догоняет и не принимает в расчет углубление взаимопонимания, согласия и единство видения лучшего с окружающими людьми.
Увлекаемый неисчислимым количеством суетных дел и таких же мыслей, человек ощущает потребность думать о будущем, но в то же время убеждает себя, что ему некогда, он занят. Этим инициирует ощущение собственной ущербности и неосознанно стремится к повышению уровня внутренней избыточности, напряженности, старательности, суетливости, чтобы высвободиться и немого подумать о будущем.
К сожалению он никогда этого не сделает, в связи с тем, что не организованная в прошлом, текущая ситуация продолжает постоянно рождать то, что его не удовлетворяет, требуя приложения внимания, времени и сил. Поддаваясь установкам инстинктов, он стремится, навести порядок в настоящем, доделать не сделанное в прошлом, и снова рождает неустроенность и неорганизованность в будущей ситуации, в связи с этим, потребность второпях наверстывать упущенное.
Продолжать ловить возможность вырваться из этого замкнутого круга не стоит. От этого только повысится уровень сверхчувствительности и внутренней напряженности. Нужны радикальные меры в виде передачи управляющего действия от системы инстинктов к системе разума.
Система инстинктов реагирует на неопределенность относительно обеспеченности в будущем, поэтому в первую очередь требуется определиться относительно минимально необходимого и достаточного в имеющемся. Следует напомнить, что для животного важно наличие еды и тепла, остальную достаточность надо определять по способности думать, трудиться и общаться с людьми в естественных состояниях.
Далее надо оценить количество действий, с помощью которых можно обеспечить себя в объеме необходимого и достаточного. Если в текущих условиях и при текущих возможностях удается вести жизнь, следовательно всего в достатке и даже больше. Устремляя себя к минимизации количества жизненных действий, человек обретает возможность привести в порядок свою информационную систему, определиться относительно будущего и загодя, не торопясь, делать все необходимое для него.
Необходимо учитывать, что устремленность к оптимизации потребностей и интересов, отказ от тех, которые ничего не дают для развития индивидуальных возможностей, значительно сокращает число потребностей. Происходит естественное замещение стремления потреблять то, что создано другими, стремлением созидать новое. Сокращение в связи с этим количества жизненных действий помимо возможности высвободиться для приведения в порядок своей информационной системы позволяет избавиться от лености мысли.
Леность мысли инициируется в сознании человека из–за неопределенности относительно необходимого и достаточного, и по этой причине постоянно существующего ощущения неполноты обеспеченности. В системе инстинктов в ответ на неопределенность возникает рефлекторная последовательность: ожидание истощения, ослабления, охлаждения, голодных болей и приближения окончания жизни. Это включает программу сдерживания расхода внутренней энергии и деятельной активности, образующей инертность в отношении деятельности и информационной активности, то есть леность мысли.
Кроме того, человек сравнивает себя с другими. Многообразие вариантов производимого окружающими заставляет безмерно раздувать представления о своих потребностях. В связи с этим, он постоянно ощущает свою неспособность иметь то, что посчитал необходимым для себя. Начинает торопиться, перенапрягаться, увеличивать количество жизненных действий, беспредельно увеличивает свою занятость. В результате у него не остается свободного времени для организации системного совершенствования своего мировоззрения, своих представлений о жизни и о будущем. Даже в свободное время человек ощущает себя усталым. Мысль опутывается паутиной программы “сдерживания расхода внутренней энергии, информационной и деятельной активности“, становится ленивой.