Таким образом, чтобы расслаблять животные генерации, надо иметь в сознании вескую причину, хотеть истратить энергию и внимание в системных полезных действиях. Решиться на изменение смысловой нацеленности можно только ради кого–то. Здесь должны реализоваться сразу две заинтересованных составляющих: животная и разумная. С одной стороны, человеку жалко того, кому тяжело и он не может найти выход из сложившейся жизненной ситуации, с другой стороны, искреннее желание помочь подкрепляется тем, что именно в такой ситуации можно ощутить свои индивидуальные возможности.
Жалость к кому–либо сама по себе не может долго проявляться, так как она инициируется системой инстинктов, которая контролирует расход энергии и не позволит делать это больше двух максимум трех месяцев. Развитие индивидуальных возможностей инициирует ощущение того, что энергия не расходуется, а пополняется, так как человек создает благоприятные условия для продолжения жизни в будущем.
Необходимо учитывать. что организм человека, живое в нем оттачивалось миллионами лет эволюции в самых разнообразных условиях и нагрузках, и имеет колоссальный резерв жизнестойкости и жизнеспособности. Если бы сам человек системно не деформировал работу организма, то наверное мог жить, если не вечно, то очень долго. Разум зародился в цивилизации гораздо позже. За счет того, что является общественной структурой, разум обладает колоссальными возможностями с самого момента его зарождения в людях цивилизации.
Психика человека есть сумма рефлекторных программ, помогающая организму реализовывать внутренние функции. Если человек не использует возможности разума для организации внешней жизненной деятельности, то вынуждает вести себя по жизни не приспособленные для этого рефлекторные программы психики.
Многообразие жизни не позволяет рефлекторному началу ориентироваться в направленности жизненных действий. В связи с этим, постоянно пребывая в состоянии неразрешимых неопределенностей, психика перевозбуждается, дает сбои и ломается. Это естественно, так как человек ставит перед ней задачу не разрешимую ее возможностями.
Разум возник в человеке для того, чтобы вести его по жизни. Перепоручая делать это системе инстинктов, человек заставляет отвечать на многообразие жизненных ситуаций две базовые реакции: нападать и убегать. Отчего постоянно попадает в неприятные жизненные, а затем внутренние ситуации, терпит неудачи, обретает болезни, ощущает восприятие ущербности, слабости, неполноценности и неуправляемость в жизни.
Это делает жизненные взаимоотношения сложными и даже пугающими, окружающий мир чужеродным, а его многообразие и величие, в сочетании с идеей чужеродности и зло направленности, рождает в человеке чувство собственной ничтожности, бесперспективности, страх перед будущим и страх перед возможным приближением окончания жизни.
Для того чтобы успокаивать страх перед своей неготовностью к жизни, человек вынужден делать не хуже и не меньше, чем другие. Желание иметь все, что имеют те, о ком он знает, помогает погашать страх перед своей неготовностью к жизни. Инстинкт самосохранения вида говорит, если делаешь не хуже, чем другие, имеешь не меньше, то будущее обеспечено, а жизнь будет продолжена. Именно эта устремленность и заставляет делать быстрее и иметь как можно больше.
В этой гонке человек устает, ломает своей организм и психику. Разум уходит в тень, оттесняемый ураганами страхов и избытком эмоций, отсутствием достаточного объема внимания. А внимание в это время целиком используется для реализации жизненных действий, производимых в крайнем перенапряжении и перевозбуждении. Разум, как копчик, становится не нужным отростком, атавизмом. Он «дремлет» где–то в уголке, свернувшийся, деградирующий и распадающийся.
При попытке использовать его, человек оказывается не способным ответить на вопрос “что происходит?”, а сразу незаметно для себя переходит к вопросу “что делать?” В любой ситуации его интересует, что делать и не интересует, почему так происходит. В результате человек стремится искать не изначальные причины непредвиденной ситуации, чтобы исключить ее впредь, а запоминает и старается не попадать под ее воздействие. Расхожие слова о том, что “не хватит ума” отражают убежденность человека в своей неспособности решать сложные жизненные задачи. Вроде бы это доступно единицам.
Человек считает свой разум непригодным для организации и ведения жизни. Но разум в этом не виноват. Это человек не создает для него необходимую информационную основу и ее базу в виде конструктивного полноценного мировоззрения, не ведет системного переосознания событий из прошлого в настоящее, поэтому не проецирует их развитие в будущее, а чаще всего угадывает.
Лишенный информационной опоры разум действительно перестает быть дееспособным. Его неразвитость и бездеятельность делает для человека сокрытыми причины многих процессов, явлений и ситуаций в окружающем мире и в своем жизненном процессе. Тем более оставляет в неведении относительно смысла и направленности дальнейшего хода событий во внешнем круге жизни. Мир развивается быстро и пугает каждым движением, каждой неравновесностью, кажущейся нестабильность. Человек тратит массу сил и средств не для того, чтобы познавать людей и самого себя, а для того, чтобы успешно дождаться конца света.