Итак, управляемый установками системы инстинктов человек постоянно ищет границу полноты своих потребностей и интересов выше того уровня, который давно реализовал в своей жизни. Человек не замечает ограничения, записанного в командах системы инстинктов, потому что не может этого сделать.
Дело в том что в своих действиях он руководствуется установками, рассчитанными на жизнь животного в среде дикой природы. Согласно им животное создает запасы на сезон, чтобы пережить неблагоприятные условия, в частности зиму. Как только приходит тепло, появляется новый урожай и новая добыча, запасы не используются.
В жизни современного человека нет перебоев с продуктами питания и теплом, поэтому в его сознании присутствует инстинктивное ожидание неблагоприятного периода, к которому он готовится. Это ожидание затягивается на всю жизнь. В результате управляемый установками инстинктов человек всю жизнь пребывает в ожидании неблагоприятных условий и ощущает себя не удовлетворенным. Это не зависит от реального объема его запасов, он всегда найдет то, чего ему еще не хватает.
На первый взгляд кажется, чем большее число интересов реализует человек, тем быстрее он развивается, тем больше нового получает от жизни. На самом деле это не так или не совсем так. Распыляя свое внимание, он теряет темп развития реальных изменений к лучшему в себе и своей жизни. Любые интересы, не приносящие пользы для процесса развития индивидуальности, уводят его в область взаимоотношений и взаимодействий, где он получает заведомо меньше нового и меньше полезен себе. Нового в его жизни меньше по той причине, что он успел освоить практически все из доступного для себя. Уровень развития его возможностей заставляет и в новых интересах искать только знакомое и привычное, при этом не углубляться в понимание физической сути. Для этого не хватает внимания и времени.
Совсем другое дело, когда человек реализует интересы в створе проявленности своих индивидуальных возможностей. Количество его интересов уменьшается, но при этом он глубже и полнее понимает происходящее в себе и в жизни. В этом створе он способен быстрыми темпами понимать общие основы строения мира, жизни и самого человека. В этом же направлении наивысшими темпами совершенствуются его возможности. Он чаще ощущает проявление в себе новых возможностей, реализация которых также возрождает в сознании интерес, дает удовольствие от жизни.
В том случае когда человек отвлекается в сторону, часть внимания направляется на инициирование возможностей, которые проявлены в нем слабее, чем у среднего человека. В этом направлении жизненных взаимоотношений ему труднее дается познание нового и раскрытие в себе новых возможностей.
Двигаясь же в направлении проявленности своих индивидуальных возможностей и быстрее познавая основы строения мира, жизни и самого человека, он обретает новое, не перемещаясь в пространстве, не уезжая в другие города. Человек расширяет пределы многообразия наблюдаемого в жизни, обретая это же новое в том, с чем давно знаком.
Проникая в суть происходящего за счет совершенствования своих представлений об основах устройства мира, находит в уже известном ранее сокрытое для себя. Можно сказать, что человек смотрит вглубь знакомых процессов и ему открывается новое в них. Путешественник, не изменяющий своих возможностей, не совершенствующий их, не изменяющий своего мировоззрения, в других городах и странах видит одно и то же, меняется лишь картинка перед глазами.
Таким образом, круг или объем интересов, необходимый для обретения максимально высокими темпами нового для себя, на самом деле ограничен. Определить его достаточность и правильность можно способностью возобновления новизны в мировоззрении и представлениях о жизни. Если хватает времени и внимания на возобновление новизны, значит, внимание находится не под управляющим действием системы инстинктов, а за пределами ее интересов, то есть далее трех месяцев (сезона).
Этим критерием человек всегда может определить достаточность объема жизненных интересов, позволяющих обретать максимум нового, максимум удовольствия от наблюдения и использования обретенного в себе и своей жизни. В то же время быть самому максимально полезными для себя и окружающих людей.
Так, определяясь в достаточности для себя объема жизненных интересов, совершенствуя свои возможности, организуя свою жизненную структуру, условия реализации своих действий, мировоззрение, осведомленность о происходящем и будущем, человек все проще реализует свои информационные и жизненные действия, за все более короткие сроки.
Высвобождаясь, он организует доступность сторонних интересов, развивающих кругозор, чтобы иметь возможность определяться относительно еще не познанных в себе индивидуальных возможностей, которые сможет использовать в будущем, в свободное время, не деформируя основной процесс жизни, основной приток и полезного нового для себя. Главное, чтобы интересы, не оказывающие полезного действия на процесс развития человека и его жизни, не деформировали ритм и направленность основного жизненного процесса.