Итак, сторонние интересы, с помощью которых система инстинктов успешно концентрирует внимание на внутренней сфере, характеризуются тем, что человек в это время может ни о чем не думать. «Ни о чем», это означает не думать о жизненных проблемах, работе, взаимоотношениях с окружающим миром. Он должен только отдыхать. Отдых на «даче» среди грядок, на участке или за домашними делами за труд не считается, так как относится к обустройству «укромного места», где можно укрыться от злонаправленного мира и ухаживать за своими запасами. Кроме того, человек дополняет это время развлечениями, застольями и прочими приятными занятиями.
Сторонние интересы инициируются животным способом заботы о себе, о сохранении жизни, о сохранении «своего», и заключаются во всемерном отделении животного от участия во внешних жизненных действиях. Имитируемая «сладкая косточка» сторонних интересов за левой щекой помогает животному дольше не чувствовать голод, и оттягивать выход из норы в мир, где его подстерегают опасности, где надо перенапрягаться, разрушая себя в погоне за добычей.
Так, руководствуясь инстинктом, человек на время полностью отстраняет себя от любого, даже мысленного взаимодействия с внешней сферой жизни. Но, несмотря на это, он не может заставить себя не думать. Отстраняясь от внешней сферы жизни, взаимодействие с которой дает ответы на все жизненные вопросы, он в своих думах сталкивается с проблемами малого круга жизни. Это вполне естественные, житейские вопросы, касающиеся взаимоотношений с близкими, от них никуда не деться, потому что именно в них можно учиться понимать себя.
Лишенные объективной информации со стороны внешней сферы человек пытается разрешить сложности во взаимоотношениях привычным способом, настоять на своей правоте, не учитывая и не понимая близких. Его позиция и взгляды встречают чувство противоречия со стороны близких. В итоге череды столкновений и споров он отгораживается неприятием от образовавшейся проблемы, чтобы действительно ни о чем не думать. Так во взаимоотношениях близких людей образуются неразрешимые неопределенности, которые на самом деле могли бы стать основой для реализации потребности в познании.
Но познание требует восприятия жизни во всей ее полноте, со всеми составляющими. Животная устремленность иметь сторонние от жизни интересы заставляет человека замыкаться во внутренней сфере, не позволяя увидеть себя и свою жизнь со стороны, взгляд со стороны соответствует взгляду крупного хищника. Предельно повышая уровень внутренней напряженности, человек подавляет неприятие к неразрешенным проблемам и с чувством долга бросается решать жизненные вопросы, касающиеся всех членов семьи, начиная от старших, оканчивая младшими. Человек стремится остаться «вожаком стаи» в любой ситуации, инициируя свою активность страхом не насыщенности.
Дело в том, что устремляя себя целенаправленно сохранять притягательность сторонних интересов, человек активизирует заботу о себе и своей жизни животным способом, в основе которого лежит страх перед возможным приближением окончания жизни от не насыщенности. Этот страх для современного человека становится практически единственным, что разрушает его организм, психику, укорачивает его жизнь.
Вопрос о разумной реорганизации сознания и жизни особенно остро встает в современном обществе по той причине, что современному человеку не грозит голодная смерть. Уровень развития цивилизации позволяет вытеснить страх не насыщенности из сознания, активизируя себя к информационной и жизненной деятельности интересом. Не избыточное состояние интереса к производимому и его результатам не рождает возбуждения и напряженности в сознании и теле. Не производит разрушительного действия, ведущего к сокращению продолжительности жизни.
Современный человек в обмен на свой труд имеет возможность удовлетворять свои потребности в еде и тепле, не перенапрягаться физически. Но страх в сознании разрушает его тело, устремляет к накоплению. Человек вынужден делать запасы, но при этом не изменять свое мировоззрение, себя, качество взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром и людьми в нем. Животная смысловая идея нацеливает на сохранение существующего неизменным.
Внутренняя установка на то, чтобы ставить во главу угла сторонние от ведения жизни интересы, заставляет подчинять себя управляющему действию инстинктов, в основе действия которых всегда лежит страх.
Таким образом, становится понятно, что выделение отдельного от ведения жизни устремления нарушает целостность представления о главном, как о возможности продления жизни за счет развития индивидуальных возможностей. Ведение разумных преобразований и развитие индивидуальных возможностей теряет смысл, если человек живет и работает ради того, чтобы несколько дней ни о чем не думать. Он сразу незаметно для себя превращается в «вожака», управляющего свой стаей.
Устремленность к реализации сторонних интересов, удовольствий, развлечений прямо пропорциональна степени восприятия злонаправленности окружающей среды жизни. Насколько среда жизни кажется тяжелой, настолько хочется от нее хотя бы на время спрятаться. Ощущение злонаправленности заставляет бояться не насыщенности, поэтому человек не хочет тратить время на поиск взаимопонимания и согласия с окружающими, чтобы понимать их, понимать себя и уметь объяснить свои взгляды. Под страхом смерти от голода он стремится как можно быстрей завершить дела свои, а также всех остальных членов семьи, и отдыхать.
В итоге человек получает удовольствие не от процесса жизни, а только в отдельные моменты, связанные с отдыхом. Все остальное время он готовится жить.