Итак, для того чтобы развивать индивидуальные возможности разума, требуется научиться выводить внимание из концентрации на внутреннем состоянии за пределы малого круга. Там в общении с окружающим миром и людьми в нем человек находит базу для реализации устремленности быть системно и реально полезным. Быть системно и реально полезным только близким людям мешает субъективность, отношение к ним, хочется быстрей добиться результатов. С посторонними легче быть объективным.
Внимание может быть направлено за пределы внутреннего круга только в том случае, когда все потребности человека удовлетворены. Мы выяснили, что потенциалом для расширения представлений о своих потребностях является ощущение неприятия, которое человек испытывает. Оказывается, человек поддерживает неприятие к тому, с чем взаимодействует, но смысл этого взаимодействия им не осознан. В связи с чем, не вникая в суть того процесса, к которому ощущает неприятие, но постоянно взаимодействуя с ним, он ограничивает полноту своих представлений о собственных потребностях и интересах. Человек будто бы живет на шахматной доске, но запрещает себе наступать на клетки разного цвета, предпочитая только один из них. Ограничивая себя в мыслях и действиях, человек ограничивает представления о своих потребностях и интересах.
Используя для ведения жизни животную смысловую идею сохранения существующего неизменным, он находит другой способ расширения своих потребностей и интересов за счет интересов сторонних от ведения жизни. То есть интересов, относящихся к потреблению знаний, впечатлений, ощущений, эмоций. Сторонние интересы помогают хотя бы на время забыть о постоянном неприятии в сознании.
Притягательность сторонних интересов инициируется установками инстинктов как одно из направлений реализации животного способа заботы о себе, о сохранении своей жизни. Одновременно система инстинктов реализует смысловую идею сохранения существующего неизменным, сдерживает процесс перераспределения внимания из круга внутреннего мира и прилежащего к нему круга быта во внешнюю сферу жизни. Другими словами, тормозит процесс инициативной активности.
В то же время с помощью сторонних интересов человек не только компенсирует неудовлетворенность полноты реализации своих реальных жизненных интересов и высокого уровня неприятия, но инициирует активность. За неимением другого способа он нацеливает себя на работу, чтобы иметь средства для отдыха. Без такого интереса ему приходится инициировать себя к жизненной деятельности страхом.
Кроме того, ощущение запаса нереализованных интересов создает в сознании человека интерес к продолжению жизни в будущем. Он планирует поездки, походы, посещение интересных мест, рождение детей и прочее.
К сожалению сторонние интересы имеют свойство завершаться по причине неспособности человека далее их продолжать. Чаще всего это связано с состоянием здоровья, ощущением ненужности, неспособности быть полезным. В отличие от сторонних интересов развитие и совершенствование индивидуальных возможностей разума процесс бесконечный, продолжающийся столько, сколько это интересно самому человеку.
Для того чтобы инициировать интерес к жизни в будущем не только сторонними интересами, необходимо всего лишь предвидеть те интересы, реализация которых станет возможной благодаря реализации текущих интересов. Фактически интерес к продолжению и продлению жизни создается последовательностью развития потребностей и интересов, которые плавно перетекают из одного в другой.
Причем возможность инициировать следующий интерес всегда находится рядом, человеку нетрудно найти то, что всегда вызывает неприятие, не нравится. Как правило, заметно неприятие становится именно в тот момент, когда человек имеет достаточно знаний и возможностей для того, чтобы углубить понимание физической сути, найти новое в давно известном и привычном. Созданное становится опорой для возможности реализовать последующие жизненные интересы.
При этом ничто не мешает человеку заниматься сторонними интересами. Суть состоит в том, чтобы не они были смыслом жизни, а процесс возобновления всего в себе и своей жизни. Другими словами, человек должен жить не для того, чтобы потреблять все подряд, а потреблять для того, чтобы жить, то есть получать удовольствие от процесса все более глубокого понимания самого себя и окружающих.
Нельзя запрещать себе реализовывать сторонние интересы и удовольствия. Ведь именно с их помощью человек имеет возможность подавлять страх в сознании. Лишь постепенно, когда он почувствует удовольствие от процесса познания, сможет осознанно, не принуждая себя отказываться от них, замещая генерации страха не избыточным состоянием интереса к производимому и его результатам.
В то же время окончательно человек никогда не откажется от сторонних интересов, используя их в качестве переключения внимания, когда решает сложную жизненную задачу и ему требуется время на сбор информации. Чем активнее человек занимается совершенствованием своих индивидуальных возможностей, которые затем использует в полезных действиях, тем проще и доступнее его сторонние интересы. Ему не хочется надолго прерывать процесс инициативной активности, поэтому он совмещает его с занятиями сторонними интересами.
Таким образом, привычную устремленность к сторонним интересам и удовольствиям разумный человек может использовать для активизации своей жизни, инициируя стремление совершенствовать свою информационную систему, свои возможности, происходящее в своих жизненных связях, единство видения, взаимопонимание, согласие и общие интересы по ним. Этим он создает более благоприятные условия для реализации своих жизненных действий. При этом его свободное внимании легко преодолевает границу малого круга жизни.